Во второй половине XX — начале XXI столетия ускорился процесс создания и распространения «массовой культуры», рассчитанной на вкусы широкого потребителя. НТР сделала культурные ценности доступными самым широким слоям населения, жизненная среда насытилась информацией, знаниями, искусством. Многие виды художественного творчества перестали быть «высоким достоянием» и были поставлены «на поток», превратившись из элитарного искусства в источник дохода и один из способов воздействия на население. Особенно это было заметно на примере кинематографа, заполнившегося боевиками, вестернами и фильмами ужасов, не очень качественными комедиями. Серьёзное итальянское и французское кино, не выдерживая конкуренции с коммерческими проектами, постепенно отходит на второй план. Массовое распространение грамотности — гордость человечества середины века — сменилось широким распространением комиксов (примитивных рассказов в картинках), не требующих от читателей разбираться в тонкостях сюжета и сопереживания эмоциям героев произведений. Всё это привело к девальвации культурных ценностей, общему снижению культуры человечества.
Массовая музыка и упрощение текстов песен тоже являются характерным явлением времени. Приметой этого направления стало во многом сознательное снижение уровня профессионализма. Техническая сторона исполнения упростилась, образы и смыслы нацелены на простые чувства, которые мог бы легко воспринять любой зритель.
Заметной чертой культурной жизни многих стран в послевоенное время была своеобразная «американизация» — результат стремительного увеличения экономического и политического влияния США. Американская техника и наука совершили настоящий прорыв, проложив одновременно путь американской культуре. Мощная киноиндустрия США буквально наводнила весь мир своими фильмами, американская музыка стала модной и сохраняет свою популярность. В то же время на рубеже тысячелетий «американизация» культуры стала уступать место процессам глобализации. Искусство становится всемирным и не замыкается в национальных границах.