Откладывать в долгий ящик.
Выражение возникло во времена царя
Алексея Михайловича. По его приказу в селе Коломенском около царского
двора был прибит к столбу длинный или долгий ящик. Из разных деревень
приезжали просители и опускали туда свои челобитные, прошения. Просьбы
оставались без рассмотрения целые месяцы, а то и годы, иногда вообще
могли затеряться.
С течением времени это выражение в
разговорной речи стало употребляться с пренебрежительным оттенком в
значении «затягивать исполнение какого-либо дела на неопределённый срок»
.
Кричать во всю Ивановскую.
Это выражение связано с
московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана
Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки -
оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей
Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал
очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Шиворот-навыворот.
Хорошо
нам известный оборот «шиворот-навыворот» родился в далёкие времена и
был связан с унизительным наказанием. Провинившегося боярина сажали
спиной вперед на старую лошаденку, предварительно обрядив его, как шута:
богатую боярскую одежду с расшитым воротником - шиворотом - надевали
наизнанку, шиворот-навыворот. В таком виде виновного возили по улицам. И
теперь мы говорим «шиворот-навыворот» , если не так оденемся. Но ведь
можно сказать: «Весь рассказ у него вышел шиворот-навыворот» , «Ты всё
делаешь шиворот-навыворот» .
Юрьев день. Вот тебе и Юрьев день.
Выражение «Юрьев день» обозначает короткий период полного освобождения от всяких обязательств.
«Вот
тебе, бабушка, и Юрьев день» говорят, когда хотят сказать о неожиданной
неприятности. Выражение это восходит к XVI веку и связано с отменой
прав крепостных крестьян переходить от одного помещика к другому в
осенний праздник святого Юрия.
Казанская сирота.
В
1552 году войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского
ханства - город Казань. Чтобы удержать в покорности её население,
русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать,
князей и мирз. Многие князья охотно шли навстречу к новой власти,
стремясь сохранить свое положение и богатство. Они принимали
христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву,
чтобы быть в числе царской свиты.
Таких людей народ стал
насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись,
стараясь получить как можно больше наград и жалований.
Казанская сирота - «человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей» .
Держать камень за пазухой.
Этот
фразеологический оборот означает «иметь зло на кого-нибудь» . Его
образование связано с пребыванием в 1610 году поляков в Москве. Пируя с
москвичами, поляки опасались их и держали за пазухой булыжные камни.
Делу время, и потехе час.
Смысл
выражения: всё надо делать в своё время (и трудиться, и отдыхать) . Это
выражение принадлежит русскому царю Алексею Михайловичу. Он был большим
любителем соколиной охоты. В подмосковных селах Коломенском и
Семеновской содержалось более трёх тысяч ловчик птиц, которых
обслуживало много охотников. Царь приказал составить особый сборник
«Урядник» , в котором излагались правила соколиной охоты. В предисловии к
сборнику он сделел своей рукой приписку, в котором есть фраза, ставшая
крылатой: «Делу время, и потехе час» . В ней выражена мысль, что всему
своё время: и делу, и потехе.
Приписка напоминала охотникам, что они, увлеаясь потехой, не должны забывать о деле - о службе государству