1) Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь,
спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на
его месте не зацветут сады!
2) Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала.
3) Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.
4) Но
я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила
мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы
отвечать перед педсоветом.
Ответ: ________________________________.
4. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
Ответ: ________________________________.
5. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН»
Ответ: ________________________________.
6. Замените разговорное слово «вышвыривая» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
7. Замените словосочетание «детская брань», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.
Ответ: ________________________________.
9. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным согласованнымопределением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Нет стыдных положений,1 есть стыдное – или стыдливое – отношение к делу,2 и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности,3 с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное,4 подлое,5 низменное,6 которого,7 кстати сказать,8 не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
Ответ: ________________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ________________________________.
12.В
приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Я подскочила к Севе,1 встряхнула его,2 чтобы он опомнился,3 пришёл в себя,4 дёрнула за руку,5 и без всякого перехода,6 с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком,7 грязно ругаясь.
Ответ: ________________________________.
13. Среди предложений 22 – 25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
14. Среди предложений 13 – 17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
Часть 3
Используя
прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО
из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите
номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы
– неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в
повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и
знакомы с детства».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы
можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с
приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл конца текста: «…и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. Алла – за пожар, я – за судьбу первого «Б».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как
Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Каким должен быть учитель»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой
тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.