1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Погода прекрасная. Кротко синеет майский небосвод, гладкие
листья ракита блестят. Широкая и ровная дорога вся заросла той мелкой
травкой, которую так охотно щиплют овцы. По длинным скатам
пологих холмов тихо колышется зелёная рожь . Жидкими
пятнами скользят по ней тени не больших тучек. В отдалении темнеют
леса сверкают пруды желтеют деревни.
Жаворонки поднимаются, поют или без движения греются на
пригорках
4. Иссиня чёрные грачи на дороге останавливаются и
глядят на вас. Потом приникают к земле и тяжко отлетают 2 в
сторону, подпрыгнув 2 раза два. За дальнем оврагом мужик пашет в поле.
Пегий жеребёнок, с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках за матерью. Вдалеке слышится его ржанье.
Мы въезжаем в берёзовую рощу. Крепкий, свежий запах приятно стесняет дыхание. (По И. С. Тургеневу )
2.Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова.
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово (-а), в котором звуков больше,
чем букв. Выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
НАЧАЛ на-чал ударение на слог НА
ПЛАТО (пла-то, на 1-ый слог),
СОЗДАЛА (соз-да-ла, ударение на слог ЛА),
КАУЧУК (кау -чук, ударение на 2-ой слог).
5. Над каждым словом предложения напишите, какой частью речи оно является.
Двое (числительное) щенков в собачьем (прилаг), питомнике (сущ, П.п) были (глаг, сказуем) крупнее своих (мест) сверстников (сущ выражен дополн).
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) счастливейший человек
2) более полтора тонн - более полутора тонн или полтары тонны
3) австралийское кенгуру - м.р австралийский кенгуру
4) из обоих стволов - из обеих стволов
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком
основании Вы сделали свой выбор.
1) Наша собака очень умная.
2) Пароход быстрее парусника.
3) Настина мама - детский доктор (тк пропущен глагол)
4) Вдоль автострады строят торговые центры и автозаправки.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.
(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком
основании Вы сделали свой выбор.
1) Малыши шумят, ссорятся и постоянно спорят друг с другом.
2) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен, однако последние слова удивили и взволновали его.
3) Погода была не сырой и холодной, а тёплой и солнечной.
4) Обсудите-ка ребята этот вопрос со своими родителями.
Прочитайте текст и выполните задания 9-14
(1)Принято считать, что порох был изобретён в китайских монастырях.
(2)Среди монахов было немало алхимиков, которые проводили эксперименты
по созданию эликсира бессмертия. (3)Алхимики соединяли различные
вещества в разной пропорции, надеясь однажды найти верную комбинацию.
(4)В середине девятого века монахами был составлен трактат, в котором
описывались все известные к тому времени химические составы. (5)В
нескольких строках трактата упоминался опасный эликсир. (6)Он, по
свидетельству авторов, внезапно загорелся в руках алхимиков, причинив им
неимоверную боль. (7)Погасить пламя не удалось, и за несколько минут
сгорел целый дом. (8)Эта запись считается одним из первых упоминаний о
порохе. (9)Уже в X веке китайские мастера создали первое в истории
примитивное огнестрельное оружие — «огненное копьё».
(10)В Европе о порохе впервые рассказал английский учёный Роджер Бэкон.
(11)Бэкон писал о «детской игрушке, издающей звук и испускающей огонь,
которую изготавливают в разных частях света из толчёной селитры, серы и
орехового угля». (12)Действие устройства казалось европейцам
поразительным. (13) «При помощи вспышки, пламени и ужасного звука, —
писал Бэкон, — можно творить чудеса, причём на любом расстоянии, какое
только мы пожелаем, и человек с трудом может защититься».
(14)С этих пор история использования пороха была тесно связана с
Европой. (15)В начале XIV века появились упоминания о пороховой
артиллерии на полях европейских сражений. (16)Сначала порох
использовался более из-за звукового эффекта. (17)Например, примитивные
английские бомбарды, стрелявшие камнями, были оружием очень неточным.
(18)Зато лошади противника шарахались в стороны при их грохоте. (19)В
дальнейшем развитие техники привело к появлению современного
огнестрельного оружия.
9. Определите и запишите тему и основную мысль текста.