1)Утро понедельника застало Тома несчастным: с понедельника начиналась новая учебная неделя, и Тому всегда в этот день было особенно грустно. (2)После воскресенья идти в школу было ещё тошнее, и понедельник он обыкновенно встречал желанием, чтобы выходных вовсе не было.
(3)Внезапно Тому пришло в голову, что было бы недурно заболеть; в таком случае можно будет остаться дома. (4)Он произвёл обследование собственной особы и обнаружил, что один из его верхних зубов шатался. (5)Том собрался уже завыть, как пёс на луну. (6)Но тут ему пришло в голову, что этот аргумент вряд ли сработает: тётка, пожалуй, просто вырвет зуб. (7)Итак, Том решил оставить зуб про запас и поискать ещё. (8)Вдруг он припомнил, как один доктор рассказывал о пациенте, пролежавшем три недели из-за больного пальца, который чуть было не пришлось отнять. (9)Том не знал, какие признаки требуются, но решил, что попробовать стоит, и принялся стонать с бóльшим воодушевлением. (10)Сид, спавший на соседней кровати, проснулся, приподнялся на локте и уставился на Тома, который продолжал стонать.
(50)Том взмолился:
– (51)О, пожалуйста, тётя, не выдёргивайте его, он уже прошёл. (52)Я не хочу оставаться дома.
– (53)О, ты не хочешь? (54)Значит, ты поднял всю эту суматоху для того, чтобы не идти в школу? (55)Том, я тебя так люблю, а ты точно стараешься всеми способами разбить моё сердце своим озорством!.. (56)Зубоврачебные
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я прощаю тебе всё, Сид.
2) Зубоврачебные инструменты были немедленно принесены, и через минуту вырванный зуб повис, болтаясь на длинной нитке.
3) Стоны прекратились, и палец перестал болеть.
4) Том, я тебя так люблю, а ты точно стараешься всеми способами разбить моё сердце своим озорством!..
4. Из предложений 51–55 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный звук, в приставке пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
5. Из предложений 56–58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько же букв Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
6. Замените разговорное слово «уставился» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «деревянная лестница», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
9. Среди предложений 53–60 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
– А что же с твоими зубами?
– Один шатается и немножко болит.
– Открой-ка рот. Да,(1) зуб у тебя шатается,(2) но от этого ты,(3) без
сомнения,(4) не умрёшь. Мэри,(5) дай-ка мне шелковинку.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Как ты меня перепугал. Какой же ты артист,(1) Том! Ну,(2) будет
тебе дурачиться,(3) вставай-ка!
Стоны прекратились,(4) и палец перестал болеть. Мальчик почувствовал себя в довольно неловком положении и выпалил:
– Тётя Полли,(5) палец так болел,(6) что я и о зубах позабыл.
13. Среди предложений 4–10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 1–9 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.