Искусство XIX века в поисках новой картины мира.
Цель урока: понять, что индустриальная эпоха - время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых деятели искусства стремились запечатлеть новую картину мира.
Новые понятия: Романтизм, Реализм, Импрессионизм, Постимпрессионизм.
« Огненные кисти романтиков.
Кинематограф.
На предыдущих уроках мы говорили, что XIX век-это время перемен, становление индустриальной эпохи. Научно-технический прогресс изменил жизнь людей, а соответственно не мог оказать влияния на мир культуры.
Испанский художник Франсиско Гойя стал свидетелем наполеоновских войн, опустошивших и разоривших Испанию. В 1808 году в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской оккупации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Франсиско Гойя был со своим народом. Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» явилось обвинительным актом художника злу и насилию.
«Надо омужичить искусство».
Реализм направление в искусстве направления второй половины XIX века. Понятие реализм латинское realis- обозначает глубокое отражение действительности. К средине XIXвека реализм становится ведущим и наиболее влиятельным направлением искусства. Какие новые задачи ставило теперь искусство? Французский художник Гюстаф Курбе в Париже 1855 году открыл выставку «Павильон реализма». Господин Курбе стремился изображать людей, как они есть, такими уродливыми и грубыми, какими он их видит. Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека определили суть реалистического направления в искусстве. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики печатной формы для которой является поверхность камня). Французский художник Оноре Домье будучи человеком ненавидящим всякое угнетение и насилие всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Известная литография «Улица Транснонен» была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после июльской революции (1834 год)ю Исторической основой этого произведения послужили события апреля 1834 года связанные с разгоном политический демонстрации правительскими войсками. Из дома номер 12 по улице Транснонен из какого-то окна, прикрытого жалюзи выстрели в солдат, разгонявших демонстрацию. В ответ на это солдаты ворвались в дом и убили всех жильцов. Домье хотел, что бы литография рождала не жалость, а гнев. Именно так она была воспринята современниками: «это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием».
Конец XIX начало XX века- время перемен. Научно-технический прогресс и политические катаклизмы обусловили серьезные изменения в искусстве, определили новые и оригинальные пути развития. Искусства XX века воспринимается как отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. Появляются смелые новации, эксперименты, неограниченные какими-то ни было рамками и условностями. Художник стал раскрепощен и свободен в своем творчестве. Он ориентировался на собственный вкус и пристрастия.
Импрессионизм- французское слово impression переводится впечатление.
В поисках собственного пути.
На исходе XIX столетия громко заявили о себе художники Поль Сезанн и Винсент Ван Гог. Они объединились в группу, давшую название новому художественному направлению постимпрессионизм.
Неустанные поиски нового композиционного решения картин, способов передачи цвета и света характерны для творчества Поля Сезанна.
Он писал натюрморты с фруктами, его меньше всего заботило его их схожесть с оригиналом. Необычным в творчестве Сезанна было использование цвета, художник считал, что холодные цвета (голубой и зеленый) обладают свойством удаления в глубь картины, таким образом картина становилась объемной.
Живопись Ван Гога отличают глубокая одухотворенность и эмоциональность. В своих картинах он отразил динамику, композиционное и колористическое решение. Он считал, что человек и природа неразделимы. Современное общество не расположено к мечте и творчеству….
Кинематограф.
Совершенство техники фотографии подталкивало изобретателей к «ожившей фотографии». 28 декабря 1895 года посетители парижского кафе оказались участниками первого киносеанса. Изобретателями кино принято считать Огюст и Луи Люмьеров (они назвали свой аппарат синематограф). Фильмы показывали на ярмарках, в кафе, ресторанах. Эти ленты снимали без подготовки, звук отсутствовал. Жорж Мельес придумал кинематографический трюк. Он искал новые эффекты;
Макс Линдер- французский актер, кинокомик;
Гарельд Ллойд- американский актер, режиссер, снимал немые комедии;
Андре Дид- французский актер и режиссер;
Чарли Чаплин - американский и английский киноактер.