С XII века на этом месте возводились оборонительные сооружения, первоначально на Руси именовавшиеся кромом, градом, городом. Прежде понятие «город» означало как раз ограждённое оборонительное сооружение, современный смысл оно обрело позже. Позже появилось название «детинец», а в XIV веке пришли «кремник» (Тверь, 1317 г.) и «кремль» (Москва, 1331 г.) в значении крепости внутри города. У филологов имеются разные толкования происхождения этого слова. Владимир ДАЛЬ считает, что оно идёт от слов «кремь» (крепкий и крупный строевой лес), «кремлевое дерево», из которого соору-жались деревянные рубленые укрепления.
Дубовый Кремль, для которого использовались вековые дубы диаметром 70 см, возводили с ноября 1339 г. до апреля 1340 г. Протяжение стен новой крепости значитель-но превосходило периметр первоначальной: теперь длина стен равнялась 780 саженям (1670 м). Быстрота сооружения такой стены за зиму 1339-1340 гг. свидетельствует о зна-чительных и умелых кадрах горододельцев, которыми располагала Москва. Крепость Ка-литы не только охватила вновь созданный ансамбль белокаменных храмов, но выступила далеко на восток от него, оставляя свободную от крупных построек площадь. Вдоль во-сточной стены кремлевского треугольника был вырыт глубокий ров.
Разросшаяся крепость имела несколько башен. Об их количестве и размещении данных нет, и здесь возможны лишь гипотезы. На юго-западном углу, вероятно, была проезжая Боровицкая башня. Несомненно, что, по меньшей мере, одна проезжая башня выводила из Кремля на восточную «приступную» сторону, к Великому посаду. Эта башня, скорее всего, стояла на той же оси, на которой позднее стали Спасские ворота крепости Донского и Ивана III. На большом протяжении восточной стены, обращённой к равнинному и не защищенному естественными препятствиями участку, было размещено несколько башен (сосредоточение башен на уязвимом фронте крепости было характерным приёмом русских строителей этой поры).
Стены, заложенные Иваном Калитой, простояли четверть века, пока внук князя ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ не заменил их белокаменными. До сих пор при раскопках встре-чаются поражающие своей мощью уцелевшие дубовые бревна. Сооружённый в Москве Кремль превратил город в крепость, а московские князья именно в эту пору обрели вели-кокняжеский ярлык. Современный облик Кремль приобрел на рубеже XV-XVI веков, став с того времени символом Российского государства.