Виды
придаточных предложений
Предложения
(1-8) с придаточными изъяснительными:
I. 1) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным посмотреть, (ЧТО?) что это за люди.
2)
Я не понимал, (ЧЕГО?) для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей.
3)
Сестра и Анюта хотели спросить, (О ЧЕМ?) как мне тут живется, но обе молчали и
смотрели на меня.
4)
Затем она стала расспрашивать меня, (О ЧЕМ?) где я теперь работаю.
5)
Изредка она [Каштанка] останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую
лапу, то другую, старалась дать себе отчет, (в ЧЕМ?) как это могло случиться, (ЧТО?)
что она заблудилась.
6)
Кое-где, по моху и лопушкам болотным, запах этот был очень силен, но нельзя было
решить, (ЧТО?) в какую сторону он усиливался и ослабевал.
7)
Искатель женьшеня приютил меня, покормил, не спрашивая,
(О ЧЕМ?) откуда я и (О
ЧЕМ?) зачем сюда пришел.
8) Весь простор будто затянут паутиной, и не разберешь, (ЧТО?) где кончается
море и начинается небо.
__
9)Нескошенные
луга так душисты, (НАСКОЛЬКО?) что с непривычки туманится и тяжелеет в голове. (придат. меры и степени)
10)Я
начал читать и зачитался так, (НАСКОЛЬКО?) что, к огорчению взрослых, почти не
обратил внимания на нарядную елку.
(придат. меры и степени)
11)Я
видел счастливого человека, 1(КАКОГО?) заветная мечта которого осуществилась
так очевидно, 2(КАКОГО?) который достиг цели в жизни, получил то, 3(ТО КАКОЕ?) что
хотел, 4(КАКОГО?) который был доволен своею судьбой и самим собой.
(1, 2, 4 – придат. определит.; 3 – придат.
местоименно-определит.)
___
II. 1)В то время, (КОГДА?) когда со старых осин летит пух, молодые переодеваются
из своей коричневой младенческой одежды в зеленую. (придат.
времени)
2)Взгляд и улыбка у него были так приветливы, (НАСКОЛЬКО?) что сразу располагали
в свою пользу. (придат. меры и степени)
3)Индейский
петух, подняв голову и озираясь вокруг, неистово выругался по-своему, ТОЧНО
сердитый командир оборвал всю команду на ученье за беспорядок.
(придат. сравнительное)
4)Синцов
с тревогой вспомнил о словах Серпилина, 1(КАКИХ?) что время дорого, и
заколебался, 2(В ЧЕМ?) задерживать ли корреспондента.
(1 – придат. определительное; 2 – придат. изъяснительное)
5)1(КОГДА?)В
то время как Райский уходил от нее [Веры], Тушин прислал спросить, 2(О ЧЕМ?)
может ли он ее видеть.
(1 – придат. времени; 2 – придат. изъяснительное)
6)Пишу Вам, 1(ЗАЧЕМ?) дабы предупредить Вас, 2(О ЧЕМ?) что фельетон будет
выслан мною не сегодня, в воскресенье, а завтра, в понедельник. (1 – придат. цели; 2 – придат. изъяснительное)
7)
Писатель, истинно владеющий своим ремеслом, всегда лаконичен, 1(ПОЧЕМУ?) ибо
всякая доработка, окончательная обработка произведения — это, прежде всего,
изъятие лишнего.
Лев
Толстой говорил, 2(ЧТО?) что лучший вид правки — это сокращение.
(1 –
придат. причины; 2 – придат. изъяснительное)
8)Маша
чувствовала, (ЧТО?) что он [Синцов] взволнован еще чем-то, не только их
свиданием, но не могла понять чем.
(придат.
изъяснительное)
9)Приеду
в Москву скоро, но (КОГДА?) неизвестно когда.
(придат.
времени)