Каждый любитель разглядывания экспонатов сталкивался с этим запретом. Многие объясняют его беспокойством о других посетителях, которых может отвлекать яркий свет, или глупыми предрассудками музейных хранителей. Полный запрет на использование камер вполне понятен. Если все начнут делиться фотографиями, выкладывать в Сеть, кто же будет ходить в музеи? А вот полумера в виде запрета на съемку со вспышкой вызывает вопросы. Многие музейные работники сами не могут дать этому вразумительное объяснение. Одна из версий — вспышки отвлекают сотрудников и посетителей. Первым они мешают следить за порядком, вторым — сосредоточиться на экспонатах и проникнуться атмосферой. И действительно, трудно рассмотреть и оценить произведение, если тебя постоянно слепят со всех сторон и просят отойти, чтобы получить нужный ракурс. Вторая версия — вспышка негативно влияет на экспонаты. Многие годы это считалось мифом, который не могли доказать или опровергнуть. Поэтому музеи просто перестраховывались. И, как оказалось, не зря. У ксеноновых ламп, используемых во вспышках, есть еще одно предназначение. Именно их используют в лабораторных испытаниях для преждевременного «старения» предметов. Скажем, на рынок выходит новый продукт и производитель гарантирует его сохранность в течение 50 лет. Если бы тесты проводились в реальных условиях, то нам пришлось бы десятилетиями ждать новых изобретений. Поэтому используются специальные процессы, ускоряющие износ, и позволяющие в считанные дни посмотреть, как будет выглядеть предмет через 20 лет эксплуатации. Неизменным участником подобных испытаний является ксеноновый свет. Под воздействием световых вспышек меняется цвет некоторых пигментов и даже структура внешнего слоя объекта испытаний. Обратите внимание на товар, выставленный в витрине любого магазина. Картонные коробки, одежда и даже глянцевый пластик со временем начинают приобретать специфический оттенок. А представьте, как изменится выражение лица «Моны Лизы», если ее оставить на солнце несколько дней?