Возрождение стало временем ярких человеческих индивидуальностей. Коренные экономические и социальные изменения способствовали появлению нового типа человека – деятельного, одержимого жаждой познания мира. Люди нового времени концентрировали в себе невероятную духовную энергию. Любознательные и предприимчивые, отважные и уверенные в своих силах, они утверждали свое право творить собственную судьбу и преобразовывать окружающий мир. Их интересы не ограничивались какой-либо одной областью, а отличались удивительной широтой. Так, создатель бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле был бакалавром медицины, замечательным врачом-практиком. Великий реформатор церкви Мартин Лютер, который перевел Библию на немецкий язык, создал современную немецкую прозу и сочинил хорал, ставший гимном немецкой Реформации. Микеланджело был не только скульптором, живописцем и архитектором (подобное сочетание совершенно естественно для Возрождения), но и великим поэтом. Синонимом универсальности человеческого гения стало имя Леонардо да Винчи. Пластические искусства и литература, музыка и математика, механика и физика, астрономия и анатомия – все это интересовало его пытливый ум.
Энтузиазм первооткрывателей, стремление подняться на высоту, где прежде еще не бывал никто, приводили к результатам исключительным:
изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатания явилось могучим средством распространения научных знаний;гелиоцентрическая система Коперника совершила переворот в астрономии, нанеся удар по незыблемости религиозных представлений;открытие Колумбом Америки показало истинные масштабы Земли.
Это всего лишь несколько характерных примеров.
Почувствовав себя творцом, хозяином вселенной, поверив в безграничность своих созидательных сил, человек нового времени не желал больше соглашаться с церковным учением о том, что его земной удел – лишь ожидание загробного блаженства. В противовес средневековому аскетизму возникает гуманизм, новое прогрессивное мировоззрение, утверждавшее значимость земного человеческого бытия.