1. 1948 год, послевоенный голод, поселок на Ангаре.
2. В 11 лет он пошел в 5й класс, был он из простой семьи, мать одна без отца воспитывала троих детей, он был старший.
3. В поселке была только начальная школа, все соседи и мать видя тягу мальчика к знаниям оправили его учиться в город, в среднюю школу.
4. Мальчик очень тосковал по матери, по дому, привычной жизни, спутниками его вечно были голод и бедность.
5. Он воспитан сурово, честен, совестлив, принципиален, понимает что учеба его единственный шанс "выбиться в люди". Он не жаден, скромен, остро переживает неправоту и обиду. Если его обидеть, то он вернется и возьмет реванш.
6 На деньги герой играет, чтобы прокормиться в голодное время, продуктов, присылаемых из дома не хватает, да кто- то постоянно их приворовывает.
7. Трагедию мальчика разглядела молодая учитель французского. Она искренне пыталась ему помочь, постоянно искала поводы подкормить . Приглашала на дополнительные занятия домой и пыталась подкормить. Посылку анонимно прислала. Потом, исчерпав все женские уловки, вспомнила детство и стала играть с учеником в известную ей азартную игру, жульничала не в свою пользу, помогая голодному ученику насобирать мелочи на еду.
8. Урок первый: все тайное становится явным. Второй: один человек, пожертвовав собой, может изменить судьбу другого к лучшему.