«Брестская крепость-герой» – крупнейший на постсоветском пространстве памятник мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.
В 1830 г. был утверждён план строительства Брест-Литовской крепости, который разработали военные инженеры: генералы К.И.Опперман и Н.М.Малецкий, полковник А.И.Фельдман.
В Первой мировой войне в 1915 г крепость была сдана войскам кайзера.В честь захвата Брест-Литовской крепости была отчеканена памятная медаль. На аверсе было изображение генерал-фельдмаршала фон Макензена, под чьим командованием была захвачена крепость. На реверсе – немецкий солдат на фоне горящей Брест-Литовской крепости.
3 марта 1918 г. в здании Белого дворца крепости был заключён Брестский мир. Договор подписали: со стороны Советской России – Г.Я.Сокольников (председатель делегации), Г.В.Чичерин, Г.И.Петровский, Л.М.Карахан; Германии – Р.Кюльман и М.Гофман; Австро-Венгрии – О.Чернин; Болгарии – А.Тошев; Турции – Хаки-паша.
После окончания Первой мировой войны
на территорию Беларуси претендовали как Советская Россия, так и Польша. В ходе начавшейся советско-польской войны (1919-1920) Брестская крепость и город неоднократно переходили из рук в руки. По условиям мирного договора Брест отошел к Польше.
1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. С 14
по 17 сентября 1939 г. окружённый польский гарнизон Брестской крепости сдерживал наступление частей армейского корпуса генерал-лейтенанта Г. Гудериана. Гарнизон вынужден был оставить крепость.
22 сентября 1939 г. советские войска вошли в Брест. Город был торжественно передан русским и вошёл в состав БССР. В крепости разместились части Красной Армии.
К исхо
ду 21 июня 1941 г. немецкое командование сосредоточило на границе с СССР мощные ударные группировки. Для наступления в районе Бреста был развёрнут XII армейский корпус генерал-лейтенанта В.Шрота.
Крепость приняла на себя первый огневой удар, ознаменовавший начало ВОВ.
Крепости оборонялись не более 3,5-4 тысяч бойцов и командиров.
Начиная с 23 июня, гитлеровцы прибегли к тактике изнурения. Блокировав крепость, они держали под обстрелом все подходы к воде. Для защитников крепости тяжелейшим испытанием стала жажда. Жара, воздух, насыщенный копотью, дымом, смрадом от разлагающихся трупов ещё более усиливал жажду. Попытки набрать воду для женщин, детей и раненых были оплачены жизнью и кровью многих известных и неизвестных защитников крепости.
В казарме 455-го стрелкового полка у Трёхарочных ворот неизвестный боец процарапал штыком на стене: «Умрём, но из крепости не уйдём».