1. Спишите пословицы, над каждым глаголом укажите его спряжение. Сформулируйте общее правило написания безударных окончаний глаголов.
1) Руки побор…т3 одного, а знание побор…т тысячи. 2) Надо много учи(т, ть)ся, чтоб много знать. 3) Днём раньше посе…шь, неделей раньше пожнёшь. 4) Конь вырве (т, ть)ся – догон…шь, а сказанного (не) ворот…шь. 5) (Не) удержался за гриву, за хвост (не) удерж…шься. 6) Правда глаза кол…т. 7) Клевета что уголь: (не) обожж…т, так замара…т. 8) Бездонную бочку водой (не) наполн…шь. 9) За двумя зайцами погон…шься – ни одного (не) пойма…шь.
2. Спишите предложения, обозначая в них грамматическую основу. Укажите, чем выражены сказуемые и каковы их грамматические значения.
1) Я т…р…пливо надел рюкзак и поспешил из ельников на опушку. 2) Ветер разн…сёт тучи с дождём. 3) Вы мен…ше говорите о пустяках. 4) (По)зади меня кто (то) захихикал. Я обернулся. За низким плетнём стоял голенастый, как петух, парнишка в живописно залата…ой рубахе… – Ты чего тут подглядываеш…? спросил я. 5) Зачем так трудно и напр…жённо живём мы на земле нашей? 6) Скорей (бы) наступило утро! 7) Я пр…остановился, пр…л…жил ладонь к к…рявинам ствола и услыш…л струёй скв…зящую печаль…