Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры, так как я давно увлекаюсь музыкой и для меня эта тема наиболее близка.
Прав был Д. Шостакович, когда писал: «Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу: «Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервет полет бомбардировщика с бомбами». Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу». Это я и решила доказать в своей работе «Может ли музыка остановить танки?».
Сражающийся народ, отдавший все свои силы на разгром врага, неуклонно продолжал развивать свою культуру, умножать свои духовные богатства. Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагические и героические события современности.
Искусство, очищающее души и укрепляющее силы, было частью той жизни, за которую боролись советские люди, было частью Родины. В действующую армию приезжало множество актерских, концертных бригад. Выступления артистов были необходимы солдатам. В одном из очерков В. Катаева молодой боец после такого концерта сказал певице Л. Руслановой: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Спой еще!»
В суровое военное время, советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу.
Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война». Песня была создана в первые дни сражений с врагом. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. «Священная война» – песня – гимн.
Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме. К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого.
Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!
Когда говорят и пишут историки, что страна наша была не готова к войне, я думаю, что это утверждение слишком категорично и однозначно. Подтверждают это стихи и песни, созданные между 30 – ми и 40 – ми годами. Они предупреждали об опасности. Пришла война, и грохот орудий заглушил эти песни. Не потому, что «когда говорят пушки, музы молчат», а по простой причине: сбывшиеся предупреждения и прорицания уже не нужны. Нельзя петь «если завтра война», коль она уже идет сегодня.
Знаменитая «Катюша», стала песней, которая будучи написанной еще до войны, не потеряла своей актуальности, а приобрела другой смысл.
Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Наряду с песнями были так же симфонии и оперы и другие музыкальные формы. Среди них Седьмая симфония Д. Шостаковича, созданная в 1941 году и получившая название «Ленинградская». Это – одно из значительнейших произведений мировой музыкальной литературы. Алексей Толстой назвал музыку знаменитого эпизода фашистского нашествия, из первой части, «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Это произведение, быть может – высшее в истории свидетельство того, как искусство служит людям, становится актуальным и активным. Замечательна история первых исполнений Седьмой симфонии в нашей стране и за рубежом. Среди них самый потрясающий факт – премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. О трудностях и жертвах на пути к победе, о том, что эта победа неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии.
Написанное в самом начале войны, это произведение впечатляет глубокой верой его автора в непобедимость народов нашей страны, сплоченных великой дружбой.
Балет «Гаянэ» – хореографическая поэма о величии народа о его счастье. Её автор Арам Ильич Хачатурян говорил: «Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка. Хлеб, тепло – тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все – фронт и тыл». Муза оперетты тоже не молчала в годы войны. Один из авторов оперетты «Раскинулось море широко» Н. Минх вспоминал: «Ленинградцы… каждый вечер до отказа наполняли зал театра, где шла музыкальная комедия из военной блокадной жизни. И мы были счастливы, когда слышали, как смеются в осажденном городе! Человек, способный смеяться, – не побежден»!
Целью моего реферата было доказать, что значение музыки в победе над фашизмом не приувеличено. В своей работе я постаралась привести наиболее яркие примеры тех музыкальных произведений, которые опровергают фразу: «когда говорят пушки, музы молчат».
Война – это горе для человека, а о человеческом горе слагается множество песен и пишется множество классических музыкальных произведений. Именно они помогают в трудную минуту вспомнить о том, что необходимо бороться до конца. Это и есть то оружие, которое может все, даже остановить танки, и если бы ни оно, не известно как бы закончилась Великая Отечественная война…