В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные
стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а
чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и
безразличия к другим.
Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять
помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя
вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В
начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка
совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность,
которая и отражает весь помещичий устой в России.
Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой
описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход
пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой
неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики
рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или
выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.
И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную
жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое
страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь
объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо,
которое отличается только наличием на нём бородавок.
Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники,
христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради
собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась
чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно
возродиться.
Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под
всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А
живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом
отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его
богатырского народа.
Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что
в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев,
Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности
русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и
чистый мир.