Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том,
что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же
действительности, полученное с помощью технических методов, не могло
даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы,
тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую
композиционную изобретательность для отображения реальности, в систему
общественных ценностей в роли искусства фотография долго не вписывалась.
Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли
сравнивать её с живописью в плане художественной ценности? Не является
ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет
мастерство? И наоборот, не является ли фотография современной
разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции,
модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и
эстетическую значимость традиционной живописи? Но это не более, чем
противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов
искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой.
Актуальность темы связана с необходимостью выявления
черт взаимовлияния живописи и фотографии, так как художественная природа
этих видов искусств в полной мере раскрывается при раскрытии их
принципиального сходства и признания коренных специфических
особенностей.
Цель работы состоит в том, чтобы проследить взаимное
влияние живописи и фотографии в течение сосуществования этих видов
искусств, обозначить примеры их взаимного обогащения.
В качестве объекта исследования рассматриваются моменты
влияния живописи и фотографии друг на друга, но основной упор делается
на заимствование приемов из живописи фотографией (как более молодого
искусства) и указание специфических свойств каждого из этих искусств.