Платонов. Девочка была на пустыре и нашла необычный цветок. Она таких борцов с трудностями (а рос цветок в глине, на ветру и солнце)в жизни не видела. Позвала детей из лагеря и они удобрили пустырь. Выросли новые цветы, еще красивее, но один, сын прежнего снова прорастал сквозь камень.
Мораль: борись, проси помощи и тебе помогут. Иди дальше и помогай другим.
Распутин. Мальчик из деревни учился в средней школе, далеко от дома в городе. Постоянно голодал и вынужден был играть с дворовыми ребятами в азартную игру (чику) на деньги. Его могли бы исключить из школы, узнай про это директор. Учительница французского помогла мальчику, не только избавиться от дурной компании, но и изобрела несколько способов подкормить ученика. Звала на уроки домой и приглашала ужинать, посылала анонимную посылку с макаронами, которых в деревне не видывали, чем себя и выдала. Один из способов - игра с ним на деньги (в его пользу конечно) помогла мальчишке прокормиться, но это стоило ей карьеры.
Мораль: есть люди, способные пожертвовать собой ради светлого будущего другого.
Астафьев: Бабушкин внук, посланный за земляникой, собираемой на продажу, уступив подначкам ушлых соседских ребятишек, и на спор съел всю ягоду. По их же совету, набил туесок травой, а сверху присыпал ягодами. Бабушка обещала на вырученные деньги купить внуку пряник "коня с розовой гривой" - мечту всех деревенских детей. Героя мучила совесть, он до ночи не хотел идти домой, пока родственница не отвела. Ночь прошла в кошмарах, а весь следующий день в томительных и горестных ожиданиях наказания. Конечно, обман раскрылся, бабушка долго бушевала и стыдила внука, не помогло заступничество доброго деда. Ох, сколько мучений вынесла душа юного обманщика. Он поклялся себе не врать никогда. А коня бабушка все-таки купила - знала, что обманщика совесть замучает.
Мораль: обман не утаишь, самого себя не обманешь.