В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается:
Лилейная рука...
И черные глаза
также угадываются эмоции, так лаконично и глубоко описанные поэтом.
Основной прием, используемый в изображении кинжала, - олицетворение. Неоднократный повтор местоимения ты свидетельствует об особом отношении к булатному товарищу. У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства.
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
Эпитеты, определяющие основной образ стихотворения, «светлый и холодный», сопряжены с основной темой произведения, темой мужества.
Лирическое «Я» в «Кинжале» постоянно соотносится со смысловым центром текста, образом орудия. Называя кинжал товарищем, поэт обрисовывает исходное качество мироощущения, влияющее на своеобразие поэтической мысли. Клятва верности самому себе, своим идеалам - именно к этому приводит лирический сюжет.
В основе ритмической структуры стихотворения - разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику.