1)Почему XVII столетие называют последним веком древнерусской культуры ?

0 голосов
289 просмотров

1)Почему XVII столетие называют последним веком древнерусской культуры ?


История (12 баллов) | 289 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

XVII столетие в русской культуре, по традиционно и давно устоявшемуся определению,  — эпоха переходная, эпоха «средоточия противоречий» , что, как нельзя лучше,  подходит для ее характеристики, но при этом не исключает «эпохальной» автономности,  самобытности, специфически противоречивой емкости и целостности. Художественный  образ этого столетия утратит свою исключительность, если его историко-культурологический  и литературоведческий анализ лишить соотнесенности с проблемой русского барокко.Не избежал подобного влияния и уже упомянутый жанр древнерусского хождения,  в частности, его наиболее древняя и сакраментальная разновидность - паломническое  хождение, наиболее яркими образцами которой в XVII в. стали «Хождение Василия  Гагары» , «Хождение Ионы Маленького» и «Проскинитарий» монаха Арсения Суханова.  Обращение к путешествиям в рамках данной проблемы далеко не случайно, поскольку  нельзя отрицать важности для литературы барочного типа и - более широко - для  России XVII в. идеи, заложенной в основе этого жанра, - идеи движения. Законы  «соударения тел» , которые пытался вычислить Декарт, - это не только задача из  области физики. Это некий общий принцип: мир осознается как «соударение» людей,  находящихся в хаотическом движении. Жизнь - путничество и странствие, модель  мира - лабиринт, а человек - пилигрим, осужденный плутать в поисках истины»  . Безусловно, восприятие данной  идеи во времена средневековья, на которые приходится развитие жанра хождения,  и в эпоху XVII столетия разнится, так как традиции древнерусской словесности  входят в литературу барокко в явно трансформированном виде, в соответствии с  новым пониманием закономерностей бытия; но общность подходов ощущается явно.Русская барочная проза, в рамках которой бытовала и литература путешествий,  без сомнения, должна быть принята во внимание как определенный этап развития  «среднего» барокко согласно гипотезе неравномерной и «разноуровневой» эволюции  барочного искусства. Барочные тенденции и черты нового стиля в XVII в. в большей  или меньшей мере воздействовали на традиционные жанры средневековой словесности  Руси, в силу своей полисемантичности и многосторонности легко приспосабливаясь  к сложившимся традициям культуры.

(86 баллов)