Много. Один из них — сообщить краткие биографические сведения, не останавливаясь подробно на сложном и противоречивом пути писателя.
Детство Николая Семеновича Лескова (1831—1895) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.
Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту.
В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» (М. Горький). Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику.
По силе таланта его можно поставить рядом с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.
Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю. Нагибин).
Учащимся интересно будет узнать об истории, которая сопровождала «Левшу» по выходе повести из печати. Дело в том, что Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил „по старой вере“, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ с о ч и н и л в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо м н о ю в ы д у м а н н о е ». К вопросу о выдуманности левши Лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.
Программа VI класса отводит на изучение «Левши» четыре урока. Мы попытаемся наметить общую схему распределения часов: