Упражнение 1.
Спишите. Вставьте и подчеркните пропущенные буквы, а также раскрывайте скобки. Выделите союзы и укажите, какие синтаксические единицы они связывают (две грамматические основы или однородные члены). Образец разборов выше.
1. Мрачная грозовая туча уже ушла д..леко и ун..сла (с)собой грозу.
2. Ночь уже л..жилась на горы, и туман нач..нал бр..дить по ущельям.
3. Пр..шлось подкладывать в костры больше дров, чтобы вода (не)залила огонь.
4. Солнце село, но в лесу ещё светло.
5. Он понял, что здесь все его ждут.
Упражнение 2.
Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Образец см.выше.
1) Каждый день родители ожидали, ... .
2) В сказке говорится о том, ....
3) Илья подошёл к окну и увидел, .....
4) Я так ничего и не понял, ... .
5) Друзья часто спрашивают о том, ... .