Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически
срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты,
которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых
гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый
пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво
просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но
старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев
богатой дамы.
Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом
сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства,
а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В
1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.
Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его
подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать
благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе»,
воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно
другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын
Трилли.
На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа.
Для богатых господ собачка – всего лишь забавная вещь, которую можно
купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг.
Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.
Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с
учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство
позволяет четко обозначить контраст между детьми. Трилли воспринимает
природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни
изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли – это
набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного
артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии
действительности.
Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа.
События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной
цели – на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба –
главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа
(всего их шесть) – логически законченный эпизод.
У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть
по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в
юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость
восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.