Вопросы и задания по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
1. Задание: прочитайте информацию
Родился В. Г .Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.
2. Ответьте на вопрос:«Что помогло Распутину получить образование и выйти в люди?»
3. Расскажите о жизни героя в райцентре по плану:
• Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?
• Каковы были успехи героя в школе?
• Каково было душевное состояние мальчика?
• Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
4. Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное занятие.
• Как вы понимаете значение слова безнравственный?
• Как вы думаете, почему азартные игры – безнравственное занятие?
• Какие эмоции вызывает человек, проигравший в карты или рулетку?
• А вызывает ли такое чувство герой рассказа Распутина?
• Как называется чувство, противоположное безнравственности?
5. Что такое нравственность? Найдите определение «нравственности» в словаре.
6. Найдите ответ на вопрос «Кому посвящен рассказ «Уроки французского»? (можно воспользоваться дополнительными источниками)
7. Образ учительницы Лидии Михайловны.
• Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика?
• Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем?
• Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
• Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?
• Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
• Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней?
• Как вы относитесь к этому поступку учительницы? Оцените поступок учительницы с точки зрения нравственности. Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?
• А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод?
• А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну?
• Письменный ответ на вопрос (8-10 предложений) «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?» Обязательно для всех!