Лейбенстайн в свое время разделяет вид потребностей на три
составляющие, которые он называет: "эффектом присоединения к большинству" , "эффектом
сноба" и "эффектом Веблена".
1. Эффект присоединения к большинству.Потребитель, стремясь
не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от
мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под Эффект присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что
потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который
покупают другие.
2. Эффект сноба . В этом случае у
потребителя доминирует стремление выделиться из
толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта
зависимость обратная. Поэтому под Эффект сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди
потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению
к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара,
то сноб его сокращает.
3.Эффект Веблена.Лейбенстайн называет престижное или демонстративное
потребление, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а
для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае
складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект
увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более
высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако
принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров
потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены.