Слово “Сталинград” вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен.
Сталинградская оборона началась в сложной стратегической обстановке. Нашим людям к этому времени уже пришлось испытать неудачи, горечь поражений. К середине июня 1942 года советскому командованию стало ясно, что главной целью летнего наступления немецко-фашистских войск, наряду с прорывом на Кавказ, являлись выход к Волге и захват промышленного района Сталинграда.
Семнадцатого июля войска Сталинградского фронта получили первое боевое крещение. В большой излучине Дона, на рубеже рек Чир и Цымла, передовые отряды 62-й и 64-й армий вступили в бой с авангардами дивизий шестой немецкой армии. Именно здесь берет начало величайшая эпопея второй мировой войны — Сталинградская битва.
В состав прославленной 62-й армии (командующий генерал-лейтенант В. И. Чуйков) входила дивизия, в которой сражался мой дед Алексей Тимофеевич Бизюков.
Наступил тот день — 19 ноября 1942 года, когда войска фронтов, действовавших под Сталинградом, перешли в наступление. А обороняли Сталинград 62-я (В. И. Чуйков) и 64-я (М. С. Шумилов) . Они несли потери, но ни одна часть не была полностью уничтожена. Многие бойцы считали позором отсутствовать на поле боя из-за мелкого ранения. Они оставались потому, что не хотели покидать своих товарищей. После сражения на Мамаевом кургане, сам курган представлялся вылитым из металла. Он весь был пронизан осколками бомб и снарядов. До сих пор там еще находят эти осколки.