Петропавловская крепость - начало Петербурга. Иоанновский мост ведет к Петровским воротам крепости. В нишах ворот по обе стороны от арки стоят две скульптуры. Это Афина Полиада (Городская: поль, полис = город) и Афина Паллада (Воительница). Здесь они с 1714 года, когда существовавшие прежде деревянные ворота были заменены на каменные.Сооружены они были по проекту Доменико Трезини, первого архитектора города на Неве. Построенные в 1708 году в честь победы над шведами под Нарвой (в 1704 г.) деревянные Петровские ворота были украшены вверху фигурой апостола Петра и символическими изображениями Веры и Надежды.
Скульптуры Афины в двух ее обличьях были выполнены по рисункам самого Доменико Трезини. Афина была не только богиней войны (как правило, справедливой), не только богиней мудрости, но и защитницей мирной жизни и покровительницей всевозможных ремесел и художеств. Она научила мужчин строить корабли и колесницы, усмирять диких коней и быков, а женщин - прясть и ткать. Любимая дочь верховного бога Зевса, она вышла из его головы во всем своем боевом облачении. Однажды у громовержца страшно разболелась голова и он, по-видимому, догадался, что это не случайно. Из головы Зевса давно просилась выйти дочь проглоченной им океаниды Метиды. Гефест выполнил просьбу Зевса и расколол своим могучим молотом его голову. Это, впрочем, не повлияло на здоровье главы олимпийцев. На боевом шлеме Афины часто изображается сфинкс, свидетельствующий о ее мудрости.
А вот у Афины-Паллады в нише Петровских ворот на шлеме примостилась ящерица, напоминающая тритона. Это саламандра. По преданию саламандра ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Паллада предстает перед нами во всем своем боевом облачении. На кольчуге маска горгоны Медузы. Это - аллегория, говорящая о победе русской армии над шведским войском в Северной войне (1700-1721 гг.). Образ шведов олицетворяет и маска льва на груди Паллады. В другой нише - изображение Афины Полиады. Она изображена в свободном одеянии. Повернув голову влево, богиня всматривается в зеркало, которое держит в руке. Зачем оно понадобилось богине? Скорее всего для того, чтобы видеть корабли неприятеля, подплывающие к крепостным стенам по Неве. В другой руке она держит змею, символ мудрости.
В том же 1714 году над входом в Летний дворец Петра в Летнем саду появился барельеф, изображающий Афину на барабане в окружении трофейных стволов и знамен. Богиня чуть заметно улыбается. Композицию венчает императорская корона, поддерживаемая маленькими пути. Этот барельеф называют "Торжеством Минервы".
Еще одна богиня стоит на Главной аллее Летнего сада напротив фигуры Славы, неподалеку от Летнего дворца. У ног ее сова - символ мудрости, а в руке - копье.
Среди мифологических античных персонажей Петр I выделял двух олимпийских богов: Афину и бога морей Посейдона (Нептуна). Петра I сравнивали с Гераклом и Персеем, которым всегда в трудную минуту приходила на помощь Афина. Ее мы видим стоящей рядом с Петром, которому вручает трезубец бог морей на горельефе "Заведение флота в России", украшающем арку главной башни Адмиралтейства (арх. А.Захаров). Со стороны Невы башню украшает другой горельеф, на котором Афина вручает награды художникам, скульпторам, ремесленникам и т.д. Именно этот фасад Адмиралтейства смотрит на Академию Художеств, расположенную на противоположном берегу Невы - на Университетской набережной Васильевского острова. А на куполе Академии Художеств (арх. А.Кокоринов, Ж.Б.Валлен-Деламот) восседает Афина со сфинксом на шлеме, в окружении трех пути. Они символизируют "три знатнейшие художества" - живопись, скульптуру и архитектуру.
Поскольку Афина научила людей усмирять диких быков и коней, она заняла центральное место на кровле здания Конногвардейского манежа. Богиня стоит строго по оси этого здания, выстроенного в 1807 году для верховой езды и тренировки лошадей. А еще одна Афина находится на аттике Павловских казарм у Марсова поля (арх. В.Стасов). Афина сидит симметрично от аллегорического изображения России относительно щита и элементов воинской атрибуции (шлем на копье), собранных в композицию.
Есть Афина и на аттике музея Этнографии (арх. Свиньин) на Инженерной ул.,4. Афина стоит с копьем в руке, а по сторонам восседают гении Славы, один из которых держит в руке лавровый венок - символ победы (в Греции награждали венками победителей). В этом музее демонстрируются всевозможные экспонаты, представляющие ремесла разных народов, населявших Россию, а Афина - покровительница ремесленников.