Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С.Лихачева: «Язык...

0 голосов
179 просмотров

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С.Лихачева: «Язык человека-это его мировоззрение и поведение». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, УКАЗЫВАЙТЕ НОМЕРА НУЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ . Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Лихачева.

ТЕКСТ:
1)В нашей умопомрачительной послереволюционной бедности была
одна сторона, которой потом у нас уже никогда не было. (2)Одинаково были
голодны и бедны и воспитанники колонии, бывшие беспризорники и
малолетние воришки, и мы, воспитатели. (3)Жалованья тогда мы почти не
получали, довольствовались тем же питанием и ходили в такой же
приблизительно рвани. (4)Я в течение всей зимы щеголял с изорванными
подмётками на сапогах, кусок портянки постоянно вылезал наружу, и мне
было холодно на улице.
(5)Первичная потребность у человека – пища. (6)Воспитанники нашей
колонии всегда были голодны, и это значительно усложняло задачу их
морального перевоспитания.
(7)Одним из основных видов нашей скудной «пищевой промышлен-
ности» была рыбная ловля. (8)Летом рыбу ловили все, кто мог, и она нередко
бывала на общем столе. (9)Однако зимой это было очень трудно. (10)Самым
лёгким способом для ребят стало опустошение чужих ятерей (это имеющая
форму четырёхгранной пирамиды сеть), которые на недалёкой речке и на
нашем озере устанавливались местными хуторянами. (11)Чувство самосох-
ранения и экономическая сообразительность удерживали наших ребят от
похищения самих ятерей – приворовывали только рыбу. (12)Но нашёлся
среди колонистов один, который нарушил это золотое правило.
(13)Это был Таранец. (14)Ему было шестнадцать лет, он был из старой
воровской семьи, был строен, ряб, весел, остроумен, прекрасный организатор
и предприимчивый человек. (15)Но Таранец не умел уважать чужие
интересы. (16)Он украл на реке несколько ятерей и притащил их в колонию.
(17)Вслед за ним пришли и хозяева снасти, и дело окончилось большим
скандалом. (18)Хуторяне после этого стали сторожить ятеря, и нашим
охотникам очень редко удавалось что-нибудь поймать.
(19)Но через какое-то время у Таранца и у некоторых других колонистов
появились собственные ятеря. (20)Их подарили местные рыбаки, чтобы
воспитанники больше не воровали ни рыбу, ни сети. (21)При помощи этих
собственных ятерей рыбная ловля стала быстро развиваться. (22)Однако
рыба, которую ловили в ятеря, потреблялась сначала только небольшим
кругом тех, кто владел снастью. (23)К концу зимы Таранец неосмотрительно
решил вовлечь в этот круг и меня.
(24)Он принёс в мою комнату тарелку жареной рыбы.
– (25)Это вам рыба.
– (26)Вижу, только я не возьму.
– (27)Почему?
– (28)Потому что неправильно. (29)Рыбу нужно давать всем колонистам.
– (30)С какой стати? – покраснел Таранец от обиды. – (31)С какой стати?
(32)Я торчу на речке, ловлю, и мокну, и мёрзну, а давать всем?
– (33)Ну и забирай свою рыбу, раз такое дело, а я никого не ловил, не
мок.
– (34)Так это мы, Антон Семёнович, вам, педагогу, в подарок…
– (35)Нет, я не согласен, мне всё это не нравится – вообще, неправильно
это.
– (36)В чём же тут неправильность?
– (37)А в том: разве снасть ты сам покупал или ятеря подарены?
– (38)Подарены.
– (39)Кому? (40)Тебе? (41)Или всей колонии?
– (42)Почему «всей колонии»? (43)Мне…
– (44)А я так думаю, что и мне, и всем они предназначались. (45)Кстати,
а сковородки чьи, на которых ты рыбу жаришь? (46)Твои? (47)Общие.
(48)А масло подсолнечное вы выпрашиваете у кухарки – чьё масло?
(49)Общее. (50)А дрова, а печь, а вёдра? (51)Ну, что ты скажешь?
(52)А самое главное, не по-товарищески это. (53)Ты б своими ятерями
товарищам голодным помог. (54)Ловить же все смогут по очереди.
– (55)Ну, хорошо, нехай будет так – сказал Таранец. – (56)А рыбу вы
всё-таки возьмите.
(57)Рыбу я взял. (58)С тех пор рыбная ловля сделалась общей работой
по очереди, и продукция сдавалась на кухню, для всех.


Русский язык (245 баллов) | 179 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

«Высокая культура речи Заключается в умении найти не только точное средство для выражения Своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» - эта фраза сказанна выдающимся лингвистом  С.И. Ожеговым.  В нее входит две части: лексика и грамматика. Давайте разберем смысл данного высказывания.  Разберем первую часть-лексика-это слоарный запас  языка. К ней относится метафора,эпитет(красочное приувеличение), гипербола(сильное приувеличение),олицетворение и так далее. В тексте Анатолиевича Греоргивеча, в предложении 3 автор использует текстовую метафору ("...Люси."). Он показывает французский манер. В предложении 20 автор использует старое слово ("чтили"). Он показывает какие в старину были слова, на данный момент к этому слову можно подобрать синоним-уважали.   Вторая часть-грамматика-раздел науки о языке. К ней относится морфемика,фонетика,синтаксис, пунктуация и так далее. В предложении 26-28 автор использует прямую речь "(Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит, ты с ним знакома. Художник – это его творчество».) Он это делает для того, чтобы использовать в диалоге чужие слова. В предложении 30 автор использует выделение ( «заберите ваши игрушки»). Он использует это для того чтобы показать слова, сказанные иронически.   Таким образом, С.И.Ожегова права, лексика и грамматика тесно связанны между собой.

(34 баллов)