При определении праздников в череде будней население Карелии целиком ориентировалось на православный календарь. Православные храмовые праздники являлись формой общения между деревнями, иногда отдаленными друг от друга на сотню километров. Праздники помогали поддерживать семейные и общинные взаимоотношения. Молодежь съезжалась в соседние деревни с целью знакомства и заключению брака. На праздниках молодежь стремилась показать удаль, сноровку, сметливость. Девушки, показавшие себя в праздничных игрищах и получившие “звание” lemmekäs (т.е. славутная), пользовались особым вниманием парней, а юноши - победители в исполнении рун, конских ресталищ и т.п. - считались особо выгодными женихами.
В свое время финский исследователь И. Инха писал, что праздники в Беломорской Карелии представляют собой “ярмарки невест”.
Несомненно, институт праздников, как средство межродовых и межплеменных регулярных сборов, возник задолго до принятия карелами христианства. Среди карел существовал другой чисто народный календарь. В нем определенную роль испокон веков играла заведенная и периодически повторяющаяся смена одного вида трудовой деятельности другим. Народный календарь представляет собой синтез аграрного, скотоводческого, промыслового охотничьего и рыбацкого календарей. Так обрядность аграрного календаря связана с культом растительности и плодородия; скотоводческого - направлена на сохранение скота от падежа и потрав диким зверем; на успех и удачу направлены обряды охотничьего и рыболовного календарей.
В народном календаре карел можно выявить некоторые остаточные элементы лунного календаря, начиная с того, что название месяца - куу (kuu) - совпадает с наименованием луны. Лунный календарь был характерен для периода занятия населения охотой и рыболовством, а переход к земледелию привел к замене его солнечным календарем.
Солнечный календарь имел основными моментами отсчета времени дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Это, несомненно, были наиболее значимые опорные дни аграрного календаря.