1. Название песни.
2. Авторы стихов, музыки.
3. Нотный и стихотворный тексты.
4. Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни (краткая аннотация).
5. Соответствие песни возрастным физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.
6. Тема программы (четверти, полугодия), в контекст которой включается песня.
7. Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.
8. Круг вопросов по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу (с предполагаемыми ответами детей).
9. Первое представление песни и процесс ее разучивания:
-соответствие стиля и манеры пения культурологическому контексту песни :
по способу передачи(устный или письменный?);
по национальной принадлежности(европейская, азиатская, американская, африканская и пр.?);
-соответствие стиля и манеры пения разновидностям музыки:
народная(фольклор городской или сельский?),духовная(религиозная),камерная, концертно-академическая, авторская, массовая(революционная, патриотическая, песня протеста), эстрадная, джазовая, рок?; эпохе стиля (барокко, классицизма, романтизма и т.д.);
-интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);
-распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
-учет характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;
-динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;
-характер движения мелодии и сопровождения;
-интонационно-драматургическое развитие песни;
-углубленное интонационно-образное восприятие песни путем исполнения наиболее ярких элементов музыкальной речи с помощью пластического интонирования, «звучащих жестов» или СИ (собственных инструментов), МУС (инструментов малого ударного состава) и других качественных аккомпанирующих и мелодических музыкальных инструментов, театрализацию и др.;
-учет особенностей многоголосия ( втора, канон, подголосочная полифония и пр.) и работа над ним.
10. Законченное исполнение песни (или ее фрагмента)
18.Особенности детского голоса
Отличие детского голосового аппарата от взрослого в том, что он более нежный, хрупкий и непрерывно растет, как и весь организм ребенка. Голосовые связки детей более тонкие и короткие, а сама гортань в два (а то и больше) раза меньше, чем у взрослого. Именно поэтому детский голос слабее, чем взрослый, но выше.
Усилить голос можно с помощью резонаторов: верхнего головного (придаточные полости носа, полости глотки и рта) и нижнего грудного (полости трахей и бронхов). Грудной резонатор у детей развит слабо, именно из-за этого детский голос звонкий, но несильный. Резонаторы способны придавать звукам различную окраску. У детей при усилении звука во время пения может развиться неприятное, не характерное для детского голоса низкое звучание.
Дошкольники обладают достаточно небольшим диапазоном (объем голоса от нижнего до верхнего звука). Но при этом дети могут петь к концу первого года обучения достаточно чисто, звонко и свободно. Диапазон трехлеток в пределах ми-си, дети четырех лет - ре-си, пятилетки – ре-до, а в 6 лет диапазон составляет октаву (ре-ре). Самые простые, «примарные» звуки легко заметить у большинства детей в регистре фа-си – это самые легкие, естественные звуки. Нижний же звук до не подходит для дошкольников – он звучит напряженно.
Многие мелодии детских песен построены на звуках, соответствующих диапазону детского голоса. Однако тесситура (распределение звуков по высоте) может оказаться как удобной, так и неудобной при одинаковом диапазоне для конкретной возрастной группы. В некоторых песнях для детей могут попадаться звуки, лежащие за пределами возрастного диапазона, но, как правило, они проходящие и на них не делается упора.
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).
У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.
Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейше форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он терет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой харктер и переходит в крик.