Основные занятия князей и бояр в Древней Руси?

0 голосов
226 просмотров

Основные занятия князей и бояр в Древней Руси?


История (108 баллов) | 226 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Бояре

Бояре - высшее сословие феодалов в Русском государстве в XI-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. С переходом от раннефеодальной монархии к феодальному обществу боярство усилилось. В н. XII в. бояре получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Бояре являли из себя новых гражданских феодалов и в Новгороде и Пскове победили старую военно-служилую знать - князей. Здесь боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгородском севере. Особенности землевладения заключались в неразвитости вассалитета и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель (дарить, менять, продавать) в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Однако в большинстве земель бывшей Киевской Руси князьям удалось подавить сепаратизм бояр и установить свою власть в форме монархии. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. В XV в. - высший чин служилых людей по отечеству. Бояре потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а Великому князю Московскому, и присягать ему в этом. Он, в свою очередь имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни. В н. XVIII в. слились с дворянством. Академик Греков Б.Д. писал: “Бояре нашей древности состоят из двух слоёв. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми “лучшими, нарочитыми, старейшими” - продукт общественной эволюции каждого данного места - туземная знать, а также высшие члены княжеского двора, часть которых может быть пришлого и неславянского происхождения. Терминология наших летописей иногда различает эти два слоя знати: “бояре” и “старцы”. “Старцы”, или иначе “старейшие”, - это и есть так называемые земские бояре. Летописец переводит латинский термин “senatores terrae” - “старци и жители земли” (Nobilis in portis vir ejus, guando sederit cum senatoribus terrae” - взорен бывает во вратех муж ее, внегда аще сядеть на сонмищи с старци и с жители земли). По возвращении посланных для ознакомления с разными религиями, Владимир созвал “бояри своя и старци”. “Никакого не может быть сомнения, - пишет по этому поводу Владимирский-Буданов, - что восточные славяне издревле (не зависимо от пришлых княжеских дворян) имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu,seniores, кметы и др.терминами”. Эти земские бояре отличаются от бояр княжеских. Владимир I созывал на пиры “боляр своих, посадников и старейшин по всем городам”, в своем киевском дворце он угощал “боляр, гридей, сотских, десятских и нарочитых мужей”. В Новгороде особенно ясно бросается в глаза наличие этих земских бояр. Когда в Новгороде при кн.Ярославе новгородцы в 1015 г. перебили варяжских дружинников, князь отомстил избиением их “нарочитых мужей”, составляющих здесь “тысячу”, т.е. новгородскую военную, не варяжскую организацию. В 1018 побежденный Болеславом Польским и Святополком Ярослав прибежал в Новгород и хотел бежать за море; новгородцы не пустили его и заявили, что готовы биться с Болеславом и Святополком, и “начаша скот сбирать от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен”. Совершенно очевидно, что новгородское вече обложило этим сбором не княжеских дружинников, которых в данный момент у Ярослава не было, потому что он прибежал в Новгород только с 4 мужами, а местное население, и в том числе бояр.Таких же местных бояр мы видим в Киеве. Ольговичи, нанесшие поражение киевскому князю Ярополку Владимировичу (сыну Мономаха) в 1136, как говорит летописец “яща бояр много: Давида Ярославича, тысяцкого, и Станислава Доброго Тудковича и прочих мужей . много бо бяше бояре киевкии изоймали”. Это были бояре киевские, а не Ярополковы, т.е. местная киевская знать Итак, бояре есть разные, точно так же, как и городские и сельские жители .”.

(400 баллов)
0 голосов

Охота была любимой забавой русских князей киевского периода. В своем «Поучении» князь Владимир Мономах вспоминает о своих главных охотничьих подвигах с очевидной гордостью и теплым чувством в следующих словах:

"В Чернигове своими руками я вязал диких коней в пущах по десять и по двадцать, и, кроме этого, я поймал столько же у реки Роси. Два тура метали меня рогами вместе с конем. Один олень бодал меня; из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь мне у колена потник укусил, а другой лютый зверь вскочил ко мне на бедро и коня со мною опрокинул. И все же Бог соблюдал меня невредимым". [185]

(195 баллов)