Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, "где люди
вольны, как орлы». Кавказ называли "Тёплой Сибирью»; туда в действующую
армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде
побывать в "настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну
чудес. С 1817 Россия
вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в
борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные
офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой,
но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную,
суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту
горянок, легенды и сказания аулов.В своё время Белинский
отмечал, что Кавказ сделался для русских "заветной страной воли и
неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С.Пушкина. В его стихотворении
"Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая
природа:
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Своему другу Н. Раевскому Пушкин
посвятил поэму "Кавказский пленник». Восторгаясь красотой Кавказа, он
писал: "Забуду ли его кремнистые вершины, Гремучие ключи, увядшие
равнины...». В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное
"дитя цивилизации» — русский, "европеец» и..., дитя природы, "дева
гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования.
Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и
Кавказа, тему, которая, видимо, никогда не будет исчерпана.
Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М.
Ю.Лермонтова, которого в своё время поразила поэма "Кавказский
пленник». Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество,
таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и
героев Лермонтова:
И хладен блеск его очей... ...Чувства, страсти, В очах навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце...
Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства,
романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в
величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он
слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма "Беглец»,
например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы
читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных
горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле
боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и
умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро "удар
кинжала пресёк несчастного позор», мать его лишь "хладно отвернула
взор».
Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт...
Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
Прекрасен ты, суровый край свободы!
И вы, престолы вечные природы.
Наконец, сам поэт в стихотворении "Кавказ» восклицает:
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ!
Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А. С. Пушкин писал:
Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно,
Но не спасла вас наша кровь...
А Лермонтов, как бы в продолжение этой жизни, философски замечает:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: " Жалкий человек...
Чего он хочет?... Небо ясно.
Под небом много места всем;
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
("Валерик»)