Деятелей культуры эпохи Просвещения можно считать наследниками
гуманистов Возрождения, поскольку они утверждали ценность человека как
личности, его право на свободу, счастье, развитие как и гуманисты. Во
взглядах на общество гуманисты XV–XVI вв., как и просветители XVIII
века, призывали к построению гуманного общества посредством этики,
основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе
разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих
способностей. В качестве примера можно сравнить главный принцип
гуманистов – учение о высоком назначении человека, о его достоинстве
(dignitas, гласившее что человек, наделённый разумом и бессмертной
душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими
возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр
мироздания самой природой) и идеи Руссо, что человеку от рождения
присущи нравственность и доброта.