Верования юртовских татар
У татарского этноса, одного из наиболее представительных среди тюркоязычных народов Нижнего Поволжья, имеется своя самобытная история и культура. В Астраханской области сформировались свои этнические группы, среди которых выделяются «юртовские» татары, впервые упомянутые в записях английского путешественника Христофера Берроу ещё в XVI в. Юртовские татары являются одной из самых древних групп астраханских татар. Говорят, что их корни восходят к группе золотоордынского происхождения. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно, включившие в свой состав остатки прежнего тюркского населения Астраханского ханства. По мнению астраханских этнографов, «Большое место в анимистических верованиях юртовцев занимают поверья об албасты — злом духе, связанном с водной стихией». Этот дух известен также среди тюркских, иранских, монгольских и кавказских народов. Албасты обычно представляется в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами. В представлениях тюркских народов этот дух обитает вблизи рек и других водных источников и может являться людям на берегу, расчёсывая волосы. В то же время дух может превращаться в любое животное или птицу. Ряд исследователей утверждает, что это очень древний образ, который не всегда был олицетворением зла. Первоначально это была добрая богиня плодородия и домашнего очага, но с распространением более развитых мифологических систем богиня была низведена до роли низших духов. Все татарские мифические существа можно разделить на два вида: обитающие в воде и живущие на суше. Не менее популярным предметом всевозможных поверий и сказаний у татар является образ змеи. В баснословных сказаниях татар все змеи чёрного цвета за исключением змеи-«князька», которая изображается белого цвета. Черные змеи всегда враждебно настроены по отношении к татарину, а белый благоволит ему и даже имеет дар предвидения, чем татарин может воспользоваться во благо. К тому же татары верили, что кожа змеи помогает при лихорадке. Если же змей проживёт более ста лет, то превращается в дракона, но для татар он не опасен. Хотя среди астраханских юртовских татар этот дракон является людоедом. Он прилетает в аул и поедает людей. Но существует герой батыр, который в татарских сказках в поединке и спасает мирных жителей. Существует даже предание о происхождении названия города Астрахани.
Предание впервые было приведено османским автором Эвлия Челеби в XVII в. в сочинении «Сейахат-намэ» («Книга путешествий»): «В древние времена этот город (Астрахань. – А. С.) лежал в развалинах и в нём находился дракон-аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной, поэтому эту страну стали называть Аждерхан».
По прошествии тысячи лет дракон может превратиться в юху-девицу. Эта девица способна принимать различные образы и иметь необыкновенную красоту. Красавица будет являться татарину с целью навредить ему. Татарин может влюбиться в неё и даже жениться. При этом муж непременно пламенно и горячо будет любить свою супругу, но постепенно чахнуть и умирать. Главная цель юхи — извести татарина. Но в некоторых татарских сказках описывается подвиг юноши, который, почувствовав, что женат на злой юхе, смог избавиться от неё. Есть в татарских сказках и поверьях образ злой старухи, схожий с образом Бабы-Яги из русских сказок. Только зовут старуху Убыр. Она так же, как и Баба-Яга, живёт в глуши, и попасть к ней может татарин, который сбился с пути. Живут они в избушках, только уже не на курьих ножках. Но описываются случаи, когда отважные татары в поисках какой-то необходимой информации или при потере чего-то очень важного сами направлялись к злой старухе. О месте нахождения старухи узнать не так просто. Но татары верили, что нужно идти куда глаза глядят, а дальше путь укажет красавица, сидящая на берегу и расчёсывающая волосы. Это жена духа диу-пери, молодая татарка, похищенная ещё в детском возрасте этим чудовищем. Интересен тот факт, что духи пери по своему происхождению имеют тесную связь и аналогию с иранской мифологией. Этот факт, по мнению астраханского этнографа Сызранова А.В., «… объясняется древними этнокультурными контактами предков современных тюркских народов с ираноязычным населением евразийских степей».