В течение второй половины 15 и в 16 в. искусство Москвы,став общерусским национальным искусством, отражая идеи силы и значительностирусского централизованного государства, приобрело ярко выраженные чертыторжественности, представительности и величавости. Вместе с тем сквозьрелигиозную оболочку все яснее стали пробиваться светские тенденции.В годы правления Ивана III Москва стала центром единогогосударства. В то время и в 16 в. происходило окончательное сложение русскогофеодального государства, росли производительные силы, расширялись торговыесвязи, возникали предпосылки для образования единого всероссийского рынка.Процессы эти протекали отнюдь не гладко, а в жестокой политической иклассовой борьбе. Одно за другим потеряли свою самостоятельность отдельныекняжества, подчинился господству Москвы Великий Новгород. При Иване IV кРОССИИ присоединились древние русские земли на западе, расширилась еетерритория и па восток. Намного поднялся международный престиж Руси,завязывались оживленные дипломатические сношения со странами Западной Европы,папской курией, государствами Востока. Русские послы стали частыми гостямигерманского императора, венецианских дожей, турецкого султана. Москву охотнопосещали иностраннные инженеры, архитекторы, мастера различных профессий.