Давайте для начала
обратимся к русской классике. Наверное, когда речь заходит и сирых и
убогих и об их художественных образах в литературе, первым на ум
приходит Федор Михайлович Достоевский.
Достоевский родился и
вырос в Московской больнице для бедных, и, образно выражаясь, духом он и
остался в этой больнице навсегда. Я имею в виду не только
терапевтический характер его творений. В названии его первого романа
различим не один лишь любезный русскому слуху социальный акцент. “Бедные
люди” (логическое ударение на втором слове) — это словно вздох мировой
скорби — вздох по всему роду человеческому, а не только горевание об
отсутствии вещественных и материальных благ. Бедный человек — человек
несчастный, несовершенный, далекий от идеала. Это почти божественная
печаль о слабом и одиноком человеческом существе и вместе с тем его
горестная самооценка.
В “Преступлении и наказании” Мармеладов
говорит Раскольникову: “Милостивый государь… бедность не порок, это
истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но
нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще
сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и
никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из
компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо
в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!”
“На
дне” Горького – тоже изображение человеческого падения, отчаяния,
нищеты. “Котлован” Платонова, “Колымские рассказы” В. Шаламова. Тут,
правда, бедность, так сказать, принудительная – как средство
государственной репрессии, и поэтому практически безысходна.
В западной литературе – это “Хижина дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу. В некоторых романах Гюго, “Принц и нищий” Марка Твена и др.
В
русской поэзии – это Некрасов. “Еду ли ночью по улице тёмной…”, где
женщина идёт на панель, чтобы доставить “гробик ребёнку и ужин отцу”.
Вообще Россия прошлых и позапрошлых веков не воспринимается в литературе
как страна богатая, обеспеченная, исполненная довольства. Вот, к
примеру, из Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
(Ф.И. Тютчев “Эти бедные селенья…”)
Современные
же художественные образы хорошо описываются меткой фразой Пелевина -
«солидный Господь для солидных господ». Нынешняя русская литература
больше интересуется гламурной жизнью и трудностями существования
олигархов. Бедность сейчас не в моде. Её стесняются, она не в тренде.
Остаётся вместе с Достоевским вздохнуть: «Бедные люди!» – не в смысле их
материальной недостаточности, а как констатация моральной ущербности.