ОБРАЗ художественный — универсальная форма отражения действительности в искусстве и, в частности, в литературе. Образ условно подобен реальности (см. Условность), он отражает ее не «один к одному», а по законам художественности, то есть обобщает, типизирует (см. Типическое). В образе сочетается конкретность и обобщение: так, Базаров в «Отцах и детях» Тургенева является одновременно и вполне конкретным человеком, наделенным своеобразными и неповторимыми чертами характера, поведения, внутреннего мира и т.п., и воплощением существенных, типических черт русской разночинско-демократической интеллигенции 60-х годов. Очень важным является и то, что образ содержит в себе не только отражение реальности, но и авторское отношение к ней: так, тот же Базаров — не просто тип разночинца-демократа, но тип, понятый и оцененный именно Тургеневым (тот же социальный тип совершенно иначе понят и воплощен, например, в героях «Что делать?» Чернышевского, в Раскольникове Достоевского, Грише Добросклонове Некрасова и т.п.). В создании художественного образа огромную роль играет авторская фантазия, вымысел и домысел. Образ нельзя путать с персонажем художественного произведения, поскольку существуют не только образы людей, но и образы природы, образы вещей, образы чувств и переживаний и т.п. Особую область составляют словесно-речевые образы: метафора, сравнение, олицетворение, символ, аллегория и т.п., а также образная художественная деталь.