Александр I всерьез рассчитывал модернизировать многонациональную Российскую империю с населением в 43,7 млн человек, чему мешали крепостнические порядки. Масла в огонь подливала пресса. Причем не публикацией разгромных статей, а тиражированием обычных для начала XIX столетия объявлений. Как-то: "Продается портной, зеленый забавный попугай и пара пистолетов"; "Продаются дворовые мастеровые люди, да еще три беговые лошади, два мерина"; "Продаются 16-ти лет девка и немного поезженная карета". Подобной рекламы было много. Но печальнее всего было то, что такие объявления многими воспринимались как неотъемлемая часть русской жизни.
Молодой император, искренне желавший покончить с крепостничеством, прекратил раздачу государственных крестьян помещикам. Уже в мае 1801 года он отправил в Государственный совет проект указа об отмене продажи крепостных крестьян без земли, что позволяло разбивать их семьи. Дипломатично одобрив предложение императора, члены совета сразу же признали эту меру несвоевременной, ибо она могла "разбаловать" крестьян и породить у них сомнения в справедливости существующих порядков. Александр I не стал настаивать, так как боялся повторить судьбу деда (Петра III) и отца (Павла I), убитых дворянами-заговорщиками. Дело кончилось запретом публиковать объявления о продаже крестьян.
Неудача заставила императора действовать не столь прямолинейно. Следующей попыткой приблизиться к решению крестьянского вопроса стал указ "Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных", подписанный Александром I 20 февраля 1803 года.
В царствование Александра I лишь некоторые помещики воспользовались указом о "вольных хлебопашцах" . Дореволюционный историк Александр Корнилов подсчитал, что почти за четверть века "было заключено 160 сделок при общем числе освобожденных в 47 153 души мужского пола; при этом в 17 случаях сделки были безвозмездными (всего безвозмездно было отпущено на волю 7415 душ, из которых 7 тысяч были освобождены в виде исключения без земли, по духовному завещанию одного помещика западного края) ". Таким образом, если рассматривать указ о "вольных хлебопашцах" как тест на готовность помещиков расстаться с крестьянами полюбовно, то результат оказался плачевным. Подавляющее большинство помещиков к этому шагу было явно не готово.
В свою очередь, подобное положение дел влияло и на Александра I. Вступив на престол, он хотел отменить крепостное право, по его указанию разрабатывались соответствующие проекты. Все они остались нереализованными. Ответ на вопрос, почему Александр I так и не отменил крепостное право, дал один из лучших отечественных специалистов по истории XIX века Леонид Ляшенко. Во-первых, для проведения реформ Александр I не нашел ни достаточного количества сторонников, ни мощной социальной опоры. Во-вторых, ему "явно не повезло с моментом начала преобразований. Общеевропейский экономический подъем, в частности рост цен на русское зерно, явное оживление торговли и промышленности в стране создали видимость устойчивого благополучия империи. Победа в Отечественной войне 1812 года, освобождение Европы от наполеоновской экспансии убедительно подчеркивали мощь крепостнической системы и традиционного