1.КОНКУРЕНЦИЯ — ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Каждому, изучающемуосновы экономической жизни общества, уже известно, что рынок появляется везде ивсюду, где люди собираются вместе, чтобы купить или продать свои товары. Всистеме свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваютсятоварами и услугами на многих конкурирующих рынках. Это означает, что в системебизнеса каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всемостальным субъектам.
Так что же такоеконкуренция? “Конкуренция” впереводе с латыни означает столкновение,соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами),заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономическая конкуренция — это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с цельюполучения наибольшей прибыли, или дохода. Экономический суверенитет каждогоучастника деловых отношений не только делает возможным такие столкновения сдругими суверенными субъектами, но и превращает эту возможность внеобходимость. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителейпредприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступаяво взаимное соперничество за внимание потребителей. Соперничество междупокупателями, как равноправными субъектами экономики, также происходит в любомгосударстве с рыночной экономикой. Однако в системе бизнеса основнымиконкурирующими сторонами являются именно предприниматели.
Конкуренцияобусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений нареализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит кстолкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей засчет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция всовременной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание поолимпийскому принципу: важна не победа, а участие.
Противовесом,антагонистом конкуренции в экономике является монополия. Под монополией обычнопонимают крупную корпорацию, занимающую лидирующее положение в какой-либо сферепроизводства.
Под монополией такжепонимается такая ситуация на рынке, когда потребителям противостоит один(индивидуальная монополия) или несколько объединенных формальным илинеформальным соглашением производителей (групповая монополия). В этом случаемонополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие, производящееподавляющую часть продукции определенного вида и, наоборот, крупная корпорацияможет и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке не велика.
К чему приводитгосподство монополизма в экономике? Последствия подобной ситуациипросматриваются очень четко. С одной стороны, паразитизм и застой,незаинтересованность в научно-техническом или социальном прогрессе,противодействие переменам и нововведениям. С другой стороны, — складывающиеся вэкономике отношения неравноправия и диктата, господства и подчинения. Наиболеесильнодействующим средством от этой болезни является конкуренция.
Если товар не продан,если потребитель выбрал другие компании и проигнорировал продукцию данной, еене спасут ни низкие издержки, ни высокая производительность труда. Угрозабанкротства станет вполне реальной. Конечно, есть надежда на государственнуюподдержку, но и она не может быть долговременной. Борьба за потребителя — непременное условие существования любого предприятия в обстановке конкуренции.
Если продукция может бытьреализована, то, естественно, встает вопрос о затратах на ее производство. Ведьдоход, полученный от продажи товаров, должен быть достаточным и для оплатытруда работников, и для обеспечения устойчивых перспектив развития предприятия,и для формирования резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Поэтомупостоянное повышение эффективности производства — еще одно обязательноетребование к предприятию, действующему в условиях конкуренции. Если оно не будетиспользовать все возможные резервы, это сделают его соперники и получат темсамым значительный выигрыш в конкурентной борьбе.
Определенные преимуществав конкуренции дает участие в государственных программах, обеспечивающихгарантированный сбыт производимой продукции, льготные условия финансирования икредитования, дополнительные источники получения доходов. Поэтому конкуренцияне только не исключает возможность государственного регулирования экономики, нодаже непосредственно создает для него весьма благоприятные условия.
Рассмотрим основные формыконкуренции, свойственные современному рыночному хозяйству.