Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.
Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинского пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пушкинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка:..». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, лишенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова пророк изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конфликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в своем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно богатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек обречен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой находит созвучие своим чувствам и мыслям.
Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.
Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выделить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вторая часть — описание гармоничного, благодатного существования героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по своему настроению — миру людей автор противопоставляет мир природы. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство презрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «пророк», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придающие речи торжественность, взволнованные интонации.
Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии поэта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к лучшим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…».