И. С. Шмелев. Рассказ "Как я стал писателем"
Чудесное произведение, в
котором уже первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь
остальной рассказ лишь раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро
вводит читателя в творческую лабораторию писателя. Очень ярко автор
описывает людей, которые сыграли важную роль в его жизни. Он очень явно
противопоставляет двух преподавателей гимназии - инспектора Батаева и
словесника Цветаева. Раскрывая социальный статус, давая портретную и
речевую характеристику, раскрывая жизненные принципы, поступки героя и
его отношение к другим персонажам, автор даёт героям характеристику. С
помощью ярких эпитетов, например: «сухой, тонкий костлявый палец с
отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное
презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку» . Это о
Батаеве. Приём юмора и сатиры помогает образно представить весьма
непривлекательного человека. А какова речевая характеристика? " Говорит
сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить
со свистом. "
И совершенно по-другому И. С. Шмелёв рассказывает о
Цветаеве. Он называет его по имени-отчеству. Для него у него совсем
другие эпитеты: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом», " говорил
чуть-чуть на «о» , благодушно, певуче читал". Цветаев – учитель, который
сыграл в судьбе Шмелева важную роль. За это автор ему бесконечно
благодарен. Батаева же, по его мнению, и к детям подпускать нельзя.