Интерес к русской истории стал возникать приблизительно после окончания Смутного времени, когда в государстве на долгие годы установился порядок. Тогда археологии ещё не существовало, и древние клады находили исключительно земледельцы и строители. На основе скудной информации и мифологических представлений вырисовывалась картина очень отсталых времён домонгольского периода, когда существовал исключительно натуральный обмен. К середине XVII века было высказано предположение об использовании в качестве денег Древней Руси кожаных кусочков, после чего эта догадка без всяких подтверждений была закреплена в летописи.
Предположение о кожаных деньгах возникло не на пустом месте. Родословная русских царей в то время велась от Древнего Рима, поскольку считалось, что именно там впервые возникла царская власть и все мировые династии являются продолжателями римских. Изучая византийские летописи, русские исследователи натолкнулись на информацию о кожаных деньгах в античности, которая подкрепилась другими сведениями из европейской истории. Красивая теория быстро отодвинула на второй план её достоверность. При уровне развития науки XVII века в Русском государстве по-другому и быть не могло.
В петровское время собирательство монет стало престижным занятием русской знати, хотя никакой научной значимости это, как правило, не имело. Красивые монеты и медали (в основном европейские) складывали в мюнцкабинеты из дорогих пород дерева и демонстрировали гостям как сокровища. Особой популярностью пользовались античные медальоны с изображениями римских императоров.
В эпоху правления Екатерины II наука стала развиваться быстрыми темпами, появилось много учёных, высказывавших свои точки зрения. Всё это приходилось объединять, поэтому многое не состыковывалось. Например, уже стало известно о кладах иностранных монет, находимых повсеместно. Но теория о кожаных деньгах была основной и просуществовала до середины XIX века.
Первым, кто полностью отверг использование в Древней Руси в качестве платёжного средства исключительно звериных шкур, был Ф.И. Круг, опубликовавший в 1805 году несколько заметок по нумизматике. Он утверждал, что в X-XI веках уже существовали монеты, причём вполне возможно даже собственной чеканки (это и было позже доказано). Тем не менее, повсеместные находки кусочков кожи с выдавленными на них изображениями подтверждали доминирующую теорию о «кожаных ассигнациях» (как их тогда называли). Эти находки сейчас принято относить ко второй половине XVII века. Вероятно обращение кожаных денег действительно было, но на ограниченной территории в период преобразований царя Алексея Михайловича, пытавшегося заменить серебро медью.
В XIII веке европейский путешественник Рубрук составил заметки, в которых упомянул о разноцветных шкурах южной Руси. Неправильный перевод позволил предположить, что это и были штемпелёванные кусочки кожи, которые как и ассигнации конца XVIII века были разноцветными. Позже в сочинениях другого путешественника Гильбера де Ланнуа были найдены упоминания о денежном обращении Новгорода и Пскова начала XV века, где якобы вместо денег использовались головы куниц.
XVIII-XIX вв. – время великих исторических открытий, коснувшихся не только Европы, но и России. Расшифровка древних египетских иероглифов подтолкнула на поиски письменных источников русской истории. Были изучены «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет» и другие. Активно переводились византийские, европейские, татарские и арабские тексты, содержавшие внушительный объём информации по русской истории. Оказалось, что Древняя Русь не была отсталым государственным образованием, имела свои законы и порядки. В летописях находили сведения о начале чеканки русской монеты при князе Владимире, стали известны названия денег в Древней Руси (куна, ногата, мортка, полушка, гривна, векша). Поначалу эти названия пытались сопоставить с частями шкур. Вполне вероятно они имеют подобное происхождение, однако уже в монгольский период использовались для обозначения номиналов монет.