Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А
главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не
утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме
самого себя, П. подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди
желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке —
Кавказ, Персия.
С теплотой в голосе рассказывает Максим Максимыч автору о своей первой встрече с
Григорием Александровичем: "Он был такой тоненький, бледненький, мундир был на нем такой новенький. "
"Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное" - признается он Максим Максимычу.
Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого".
По его определению, счастье — это "насыщенная гордость". Это изначально
неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и составляет смысл его жизни.
Он задает себе мучительный вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился? "
Печорин
видит себя овладевающим чужой душой, и это приносит ему наслаждение,
мечта о господстве над человеком, пусть всего лишь слабой женщиной,
лелеет его душу.
«Страсти не что иное, как идеи при первом своем
развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает
целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными
водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это
спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина
чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и
наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так
должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она
проникается своей собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как
любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек
может оценить правосудие Божие» , - рассуждает Печорин.