Рассказ жильцы нашего дома: Найти главную мысль этого рассказа и написать

0 голосов
40 просмотров

Рассказ жильцы нашего дома: Найти главную мысль этого рассказа и написать


Литература (83 баллов) | 40 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Тема: К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».

Цели урока: 
совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведения
Задачи:
-формирование умение подробно излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев

-развитие воображения, памяти, речи учащихся

-прививать любовь к животным, воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».


Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сегодня ,дети , у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу и гостям подарим частичку тепла своей души (сердечки с пожеланиями)

2. Сообщение темы и цели урока.

прочитайте слова К.Г. Паустовского.

« Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы» Из рассказа К.Паустовского
«Колотый сахар»

- Как вы думаете, что имеет в виду автор , говоря «сухая душа? Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы.

- Назовите антонимы к этому выражению.

- Как вы считаете, какая душа у писателя Паустовского?

- Вы правы, только человек с доброй, щедрой, живой душой способен увидеть чудесное в простом.. Мы продолжим работу над рассказом К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома".

Игра "Поп-корн" .

-Что знаете о жизни и творчестве писателя?

3. Проверка домашнего задания. (дети пересказывают по плану)

4. Новая тема урока.

Работать над рассказом будем по плану, а также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей -обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстанет со страниц своего рассказа К. Паустовский.

Анализ текста по частям.

1 часть

- для кого начались неприятности? Почему?

-кто же начал войну? Почему?

-Как об этом сказано в тексте, прочитайте.

Давайте попробуем дать характеристику коту Степану.

(степенный, серьёзный, с чувством собственного достоинства, немного ленивый)

-Что можете сказать о Фунтике?

Не спроста автор подобрал именно эти клички. (слайд- что означают имена и клички)

-И так , жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьёзного кота единственный раз за всё лето усмехнуться?

Прочитайте этот эпизод.

Что вы можете сказать о характере петуха?

-Почему его прозвали Горлач?

-Знал ли Фунтик, что петух разозлился?

- А кто знал?

-2 часть

-Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме?

- Прочитайте что делала лягушка во время дождя?

-Как вела себя, когда дождя не было, прочитайте.

-Чем казался огонь лягушке? зачитайте этот отрывок.

-Вообще многие люди любят смотреть на огонь и о чем то думать. А что, по мнению автора могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом

-Как вы думаете откуда знает это К.. Паустовский?

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.(ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.(поднимают руки)

Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз.(приседание)

И сказали три кота:

-Красота! Красота!(хлопки в ладоши)

- В начале урока я говорила вам , что в своих произведениях Паустовский указывает читателю на то , что даже в обычных простых вещах можно увидеть что-то чудесное, особенное. Так вот, особенностью, таинственностью в доме обладали старые вещи.

3 часть

К какой из вещей был неравнодушен Фунтик?

Прочитайте этот эпизод..

- Какие слова использует автор, чтобы говорить о часах как об одном из героев произведения? Какой литературный прием использовал Паустовский?

-А что такое олицетворение?

-Зачем Паустовский одушевляет вещи?

-- Зачем на чердаке устраивались раскопки?

-Какая еще старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке?

Кто ее сделал?

-В этой части Паустовский хотел на что обратить наше внимание?

4 часть.

-Как автор описывает мастера Гальвестон?

- Паустовский пишет, что с тех пор таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте..

Что является кульминацией этого рассказа?

Почему автор так нестандартно закончил рассказ?

-В чем заключается основная мысль рассказа?

-Напишите синквейн о писателе. Тема К.Паустовский

5.Подведение итогов урока.

Чему учит нас рассказ К.Г. Паустовского?

Рефлексия:

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал….

На уроке я похвалил бы себя за…

(112 баллов)