Тема: К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».
Цели урока:
совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведения
Задачи:
-формирование умение подробно излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев
-развитие воображения, памяти, речи учащихся
-прививать любовь к животным, воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Сегодня ,дети , у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу и гостям подарим частичку тепла своей души (сердечки с пожеланиями)
2. Сообщение темы и цели урока.
прочитайте слова К.Г. Паустовского.
« Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы» Из рассказа К.Паустовского
«Колотый сахар»
- Как вы думаете, что имеет в виду автор , говоря «сухая душа? Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы.
- Назовите антонимы к этому выражению.
- Как вы считаете, какая душа у писателя Паустовского?
- Вы правы, только человек с доброй, щедрой, живой душой способен увидеть чудесное в простом.. Мы продолжим работу над рассказом К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома".
Игра "Поп-корн" .
-Что знаете о жизни и творчестве писателя?
3. Проверка домашнего задания. (дети пересказывают по плану)
4. Новая тема урока.
Работать над рассказом будем по плану, а также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей -обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстанет со страниц своего рассказа К. Паустовский.
Анализ текста по частям.
1 часть
- для кого начались неприятности? Почему?
-кто же начал войну? Почему?
-Как об этом сказано в тексте, прочитайте.
Давайте попробуем дать характеристику коту Степану.
(степенный, серьёзный, с чувством собственного достоинства, немного ленивый)
-Что можете сказать о Фунтике?
Не спроста автор подобрал именно эти клички. (слайд- что означают имена и клички)
-И так , жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьёзного кота единственный раз за всё лето усмехнуться?
Прочитайте этот эпизод.
Что вы можете сказать о характере петуха?
-Почему его прозвали Горлач?
-Знал ли Фунтик, что петух разозлился?
- А кто знал?
-2 часть
-Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме?
- Прочитайте что делала лягушка во время дождя?
-Как вела себя, когда дождя не было, прочитайте.
-Чем казался огонь лягушке? зачитайте этот отрывок.
-Вообще многие люди любят смотреть на огонь и о чем то думать. А что, по мнению автора могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом
-Как вы думаете откуда знает это К.. Паустовский?
Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.(ходьба)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.(поднимают руки)
Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз.(приседание)
И сказали три кота:
-Красота! Красота!(хлопки в ладоши)
- В начале урока я говорила вам , что в своих произведениях Паустовский указывает читателю на то , что даже в обычных простых вещах можно увидеть что-то чудесное, особенное. Так вот, особенностью, таинственностью в доме обладали старые вещи.
3 часть
К какой из вещей был неравнодушен Фунтик?
Прочитайте этот эпизод..
- Какие слова использует автор, чтобы говорить о часах как об одном из героев произведения? Какой литературный прием использовал Паустовский?
-А что такое олицетворение?
-Зачем Паустовский одушевляет вещи?
-- Зачем на чердаке устраивались раскопки?
-Какая еще старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке?
Кто ее сделал?
-В этой части Паустовский хотел на что обратить наше внимание?
4 часть.
-Как автор описывает мастера Гальвестон?
- Паустовский пишет, что с тех пор таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте..
Что является кульминацией этого рассказа?
Почему автор так нестандартно закончил рассказ?
-В чем заключается основная мысль рассказа?
-Напишите синквейн о писателе. Тема К.Паустовский
5.Подведение итогов урока.
Чему учит нас рассказ К.Г. Паустовского?
Рефлексия:
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал….
На уроке я похвалил бы себя за…