В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города. Стразу после рождения ребенка представляли на совет старейшин, которые и решали: достаточно ли он здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни, или предпочтительней сразу же умертвить.
Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.
В Древней Спарте физическое воспитание получали не только мальчики - будущие воины, но и девочки, которые готовились стать здоровыми матерями.
Девочек, как и мальчиков, обучали с семи лет. Но, в отличие от мальчиков, девочки оставались в родном доме. Кому-то же надо было учиться обращаться с домом.
В своих гимназиях они метали копье и диск, упражнялись в прыжках и беге, участвовали в соревнованиях в честь богини Геры. Их учили пению и танцам, так как они были обязаны участвовать в религиозных мистериях. В брак вступали в строго определенном возрасте, а момент, "благоприятный зачатию", был установлен законом. Недаром Ксенофонт говорил, что спартанцы не только самый здоровый, но и самый красивый из народов Греции. .
Суровость спартанских матерей вошла в поговорку. "Со щитом или на щите" - с победей или мертвым - только так мог вернуться сын к матери.
Спартанки по закону имели твердую долю в доходах семьи. Коммерческими делами занимались женщины - мужчинам был недосуг. Греки говорили, что Спартой правят женщины.