Образы персонажей М. Ю. Лермонтова, как и вся художественная структура
романа «Герой нашего времени» , направлены на раскрытие образа главного
героя.
Более полную картину, описывающую характер героя, можно
получить благодаря тому, что автор вводит в роман второстепенных
персонажей, так называемых «двойников» Печорина. И именно с помощью их
сопоставления и сравнения открываются в полной мере все – положительные и
отрицательные – черты главного героя.
Наиболее глубоко внутренний
мир Печорина раскрывается в главе «Княжна Мери» . Очень важными для
понимания личности главного героя являются образы Вернера и Грушницкого,
так как именно они помогают осознать главные черты центрального
персонажа. Являясь одновременно и противоположностями, и подобиями
Печорина, они отражают его характер. Доктор Вернер и Печорин случайно
встречаются в Пятигорске. « Вернер человек замечательный по многим
причинам. Он скептик и матерьялист, как все медики, а вместе с этим
поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в
жизни не написал двух стихов» . Оба героя – романтики, хотя друг другу в
этом и не признаются. Они «скоро сделались приятелями» . Но, по
убеждению Печорина, в дружбе один всегда является рабом другого; сам
Печорин рабом быть не привык, а повелевать – «труд утомительный» .
Одно
из сходств героев состоит в том, что в Печорине присутствуют «два лица»
Вернера – цинизм и чувствительность. Доктор Вернер – натура
двойственная (насмехался над больными, но при этом истинное горе
поражало его в самое сердце; не случайно Печорин упоминает, что видел,
как Вернер плакал над умирающим солдатом). Ни Печорин, ни Вернер особо
не дорожат собственной жизнью, к которой они достаточно равнодушны.
Разница лишь в том, что Печорин более деятелен, нежели доктор.
Последний, в свою очередь, лишь наблюдатель и во многом идет на поводу у
Печорина . Как пример можно рассмотреть дуэль с Грушницким. Вернер
нисколько не противится замыслам приятеля и лишь задает перед дуэлью
Печорину вопросы о завещании и о женщинах, которым он, возможно, хотел
оставить что-то на память. Но Вернер, в отличие от Печорина,
раскаивается в содеянном: возможно, после дуэли ему искренне жаль
Грушницкого . И в записке, присланной им, проявляются эмоции доктора:
«…вы можете спать спокойно, если можете». Сопоставление двух образов
показывает, что между Вернером и Печориным есть много общего, но в то же
время эти люди принципиально отличаются друг от друга. Именно Печорин, а
не Вернер назван в тексте «героем времени» .
Другим героем,
которого можно назвать «двойником» Печорина, является Грушницкий,
который оказывается своеобразным «кривым зеркалом» для главного героя.
Обоим персонажам присущи черты демонизма: у Печорина – истинный, у
Грушницкого – наносной. Вот что пишет Ю. М. Лотман по этому поводу: «То,
что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно» . Грушницкий изображает
демона, но того, о котором он узнал из романтических повестей: «У
Грушницкого есть все отрицательные качества Печорина (крайний
эгоцентризм, нездоровое честолюбие) , но нет ни одного положительного
(искренность, глубина натуры)». Поведение обоих героев по отношению к
княжне Мери не вызывает одобрения. Печорин начинает мстить Грушницкому
за их похожесть. Будучи крайним индивидуалистом, Печорин не может
смириться с появлением человека, во многом повторяющего его черты.
Отношения героев «упираются» в дуэль. В день дуэли Печорин испытывает
холодную злобу. Его пытались обмануть, и простить этого он не может.
Грушницкий, напротив, очень нервничает. Безусловно, он вел себя
недостойно в последнее время. Но для Печорина нет никаких способов
решить конфликт по-другому. Ему неинтересно что-то выяснять и
доказывать. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Ему важно
было не только наказать Грушницкого и показать последнему его место, но и
дать герою почувствовать свою никчемност