4) Печорин и Грушницкий: быть или казаться?
М. Ю. Лермонтов - великий русский писатель. Многие его произведения считаются классикой и включаются в школьную программу. От всем известного "Бородино", проникнутого духом патриотизма, мы пришли лирическим стихотворениям и прозе, заключающей в себе глубокий смысл. Одно из лучших произведений Лермонтова - роман "Герой нашего времени", является гораздо большим, чем простая ироничная насмешка. Это - настоящая кладезь мудрости, глубоких мыслей, которые выражаются косвенно, не так явно, как, например, в пословицах. Одна из мыслей, заключённых в этом произведении - "быть, а не казаться", и выражается она с помощью противопоставления двух персонажей: главного героя Печорина и Грушницкого.
Печорин есть. Он настоящий, и он существует. Все черты его личности, характера предельно яркие. Если он ненавидит, то это становится опасным для врага. А если любит, то мучает предмет любви, что в конечном итоге невозможно изматывает его. Его чувства опасны, и все они похожи на какой-то болезненный интерес, а из любопытства Печорин готов разрушать чьи-то жизни. Он угрюм, насмешлив, и его ироничная речь выдаёт неготовность полностью показывать свои чувства. От полной искренности с окружающими его удерживает разгульное прошлое, принёсшее горькие разочарования в обществе и рано угасший душевный пыл. Герой нашего времени в принципе не любит общество, потому что не находит в нём никого, кто мог бы быть интересен ему, и в этом он схож с пушкинским Евгением Онегиным. К тому же, его, как и Евгения мучает постоянная душевная тоска, "заморский сплин", он не находит себе применения. И причина этого, в общем-то, в том, что постоянная разгульная жизнь только кажется заманчивой, но на деле быстро изматывает и делает человека полностью безразличным и холодным.