Одним из произведений, относящихся к любовной лирике, является
стихотворение «Мадонна». Посвящено оно Н. Гончаровой, жене поэта, и
отражает реальную ситуация. Как писал Пушкин в письме к своей жене, в
этот период он «проводил целые часы» перед картиной, изображающей
«белокурую мадонну», которая похожа на нее «как две капли воды».
Написано стихотворение в форме сонета, что являются отнюдь не случайным.
Строгая, традиционная форма отражала внутреннее содержание
стихотворения, его идейный смысл: воспевание истинного чувства «без
прикрас», без показного блеска и славословий.
Содержательно
стихотворение делится на три части. В первой части, являющейся
своеобразной экспозицией, поэт говорит, что хотел бы украсить свою
«обитель» не «множеством картин старинных мастеров», которым бы
изумлялись посетители и знатоки искусства. Во второй части поэт
раскрывает суть своих предпочтений. Он хочет лицезреть среди своих
«медленных трудов» одну – единственную картину, которая бы полностью
выражала его представление о прекрасном, его взгляды на мир и живущих в
нем людей. На этой картине должны быть изображены «пречистая», то есть
мадонна, и «божественный спаситель»; причем «без ангелов», одни, «под
пальмою Сиона». Она должна «взирать» «с величием», он – «с разумом в
очках». В подобное разделение четко прослеживаются взгляды поэта на
мужское и женское призвание в этом мире. Для женщины – это материнство,
для мужчины – свет разума, который он несет с собой в окружающую
действительность. Но это не просто разум. По Пушкину, разум – это только
то, что освящено нравственным началом. Предназначение Мессии,
Спасителя, состоит в том, чтобы делать мир и людей лучше, просвещать
своих собратьев. И разум в его глазах – это не что иное, как осознания
своего предназначения, следование Божественному промыслу. Именно поэтому
поэт называет мадонну и спасителя «кроткими». Они не ропщут против
своего Божественного предназначения в мире, принимают свою судьбу с
радостью и благодарностью по отношению к Создателю.
В третьей части
стихотворения Пушкин проецирует свои воззрения на реальную жизнь,
говоря, что Творец исполнил его желания. Поэт верит, что все в мире
происходит по воле Творца. Мир изначально благостен и прекрасен, так как
является творением Бога, проявлением силы неизмеримо более высокого
порядка, чем человек, а оттого – более разумной и гуманной. Бог любит
свое творение, поэтому не может быть благословенно и самое прекрасное из
чувств – любовь. Любовь – это то, при помощи чего человек может
уподобиться Творцу: женщина – интуитивно, нося в себе, а затем производя
на свет потомство; мужчина – постигая разумом нравственный закон как
основу мироустройства и фундамент великого замысла Творца.
Для
придания большей выразительности языку, Пушкин, несмотря на общую
аскетичность изобразительных средств в стихотворении, использует
метафоры (медленные труды, чистейшая прелесть); эпитеты (важное
сужденье). Язык и сама форма – сонет – отсылают нас к лучшим образам
эпохи Возрождения, в которых искреннее чувство выражалось с
необыкновенной силой, несмотря на отсутствие языковых средств и
отсутствие многословия. Столь подчеркнутое обращение к поэтике и образам
эпохи Возрождения, безусловно, имело и тот смысл, что поэт тем самым
высказывал свое несогласие с романтической концепцией человека и
романтической трактовкой любовного чувства.
Итак, основная идея
стихотворения состоит в том, что автор приемлет естественные законы
бытия и воплощает природу, являющуюся воплощением вечного течения жизни.
Осознание своего предназначения и следование ему есть, по Пушкину, та
высшая кротость по отношению к Создателю, тот «чистый идеал», которые и
могут принести человеку счастье.
Советую не полениться и перефразировать.)))Желаю удачи!!!:D