Василия Сурикова не зря называют народным художником — тему быта простого народа и российской истории он затрагивал особенно часто. Будучи удивительно внимательным к деталям, художник тонко и точно передает события прошлых дней, заставляя зрителя переживать их снова и снова. Благодаря картинам Сурикова мы можем окунуться в былые времена, больше узнать об истории нашей страны.
Одним из известнейших произведений великого живописца является картина «Степан Разин». На ней изображена бескрайняя гладь реки, по которой плывет ладья. В ней сидят казаки — соратники самого Степана Разина. Некоторые из них держат весла и гребут, направляя лодку в путь; другие веселятся, играют на музыкальных инструментах или дремлют. Сам предводитель сосредоточенно смотрит вдаль; его задумчивый вид лишен усталости или куража. Скорее всего, Разин размышляет о предстоящем пути, о том, что произойдет с ними и со страной дальше. Взгляд его достаточно суров и тверд.
Мысли атамана неизвестны зрителю; глядя на его задумчивое лицо, каждый может самостоятельно додумать, о чем же беспокоится Разин. Он сидит в самом центре лодки; положение атамана, а также его поза и задумчивое настроение передают главенство Степана над прочими казаками, сидящими рядом. Лодка быстро скользит по ровной водной глади. Вокруг — полное безмолвие, лишь музыка и смех некоторых соратников нарушают тишину.
Вода здесь является символом простора и полнейшей свободы. Впереди — необъятные просторы, на горизонте не видать земли, лишь вода, сливающаяся с небом. Ветер наполняет паруса, подгоняя лодку с казаками к неизвестности; станет ли это путешествие шагом к свободе казаков или приведет их гибели? Возможно, сам предводитель думает именно об этом, желая своему народу только счастливого и светлого будущего.
Картина была написана Суриковым в самом начале двадцатого века, спустя три с половиной сотни лет после описанных событий. Несмотря на такой большой временной разрыв, художник умело и тонко передает момент, детально изображая каждого отдельного героя. Особенное место в композиции занимает образ самого Степана Разина — одновременно суровый, властный и полный переживаний о судьбе соратников. Суриков мастерски передает характер атамана, ярко и интересно рассказывая нам о событиях минувшего времени.