Тема конференции «Погребальный обряд» была выбрана Оргкомитетомконференции не случайно. Хорошо известно, какую роль погребальныйобряд играет в системе духовных ценностей любого народа, какспецифические признаки погребального обряда могут отражатьэтнографическую специфику популяций, пусть даже входящих в единыйэтнос. Несмотря на существующее представление об исключительномконсерватизме погребального обряда (впрочем, это касается, прежде всего,носителей мировых религий), он в условиях открытой степи идорелигиозных, языческих представлений ранних кочевников был все жеподвержен и территориальной, и хронологической изменчивости. А внутрипопуляции погребальный обряд мог отражать ее социальную структуру.Сказанное касается не только признаков погребений (форма погребальныхсооружений, способы захоронения (кремация или ингумация), ориентировкаголовы, способы трупоположения), но и типологии категорий предметов,входивших в состав сопровождающих погребенных инвентаря.Специфическую информацию дают демографические сведения о гендерномсоставе палеопопуляции в сравнении с признаками погребального обряда,если эти данные были получены специалистами-антропологами.Таким образом, погребальный обряд выводит археологов на широкийпростор реконструкций, связанных с географической и эпохальнойизменчивостью признаков социума и культуры, как на локальныхтерриториях, так и в обширных регионах. С известной долей условностиизучение этой изменчивости позволяет формулировать гипотезы о миграцияхи передвижениях кочевников, судить о роли таких миграций в процессеформирования целых культурных сообществ. Еще проблематичнее выглядятпопытки этнических реконструкций по данным погребального обряда(Яблонский. 2010), но и они заслуживают определенного внимания, выводясухие археологические факты на уровень понимания со стороны смежников:историков, антропологов, почвоведов, краеведов, представителей СМИ, всех,кто более или менее далек от собственно археологических знаний и методик.Для степных памятников эпохи раннего железного века изучениепогребального обряда является особенно актуальным, так как в отсутствиедолговременных поселений у кочевников он, и только он предоставляет вруки археологов факты и обобщения, которые можно использовать висторических реконструкциях.Сборник содержит значительную по объему и разнообразию группуархеологических материалов так или иначе, касающихся проблем изученияпризнаков погребального обряда их типологической и хронологическойинтерпретации. В плане географическом эти материалы покрываютобширный регион степи, полупустынь и лесостепи от Зауралья, и ЮжнойСибири до Предкавказья, Северного Причерноморья и Волго-Донскогомеждуречья (это в широтном направлении). И от Средней Азии и Казахстанадо приволжской и западносибирской лесостепи – в меридианальном. Велик ихронологический разброс исследованных памятников – от начала раннегожелезного века на Востоке Европейской степи почти до раннегосредневековья. Именно такой широкий территориальный и хронологическийохват дает возможность оценить достижения сарматской археологии как-бы«с высоты птичьего полета»\