Марксизм – это куча довольно-таки разнородных теорий:
– Философия (диалектический и исторический материализьм) ;
– Экономическая теория;
– Социально-политическая теория (научный коммунизьм) .
Социально-политическая теория Маркса показала свою неадекватность. Частично потому, что не учитывала природу человека (всеобщее равенство не естественно для стадных животных, каковым является человек) , частично потому, что капиталисты хорошо учатся на собственных ошибках (после революции 1917 г. они значительно повысили средний уровень жизни населения и тем самым сгладили противоречия «дикого» капитализьма) .
Экономическая теория в основах остаётся верной (теория прибавочной стоимости) , а в остальном представляет только исторический интерес, поскольку писалась для капитализьма свободной конкуренции. Для монополистического капитализьма эту теорию доработал дедушка Ленин, но и его работы по экономике нынче безнадёжно устарели.
Философия исторического процесса (учения о 5 социально-экономических формациях) более-менее подходит для объяснения истории Европы, а для других регионов (например, для Азии) как-то не очень вписывается. Однако здесь очень важна концептуальная основа теории. Маркс демистифицировал историю. Показал, что историю движут не желания и стремления отдельных личностей, а вполне конкретные объективные процессы, в основе которых лежит экономическое развитие.
И, наконец, что 100% актуально сейчас - это марксистская материалистическая философия. Вот что поизучать бы школьником вместо эклектической похлёбки под названием «Основы религиозной культуры» , хотя бы наряду с ней и хотя бы в самом простом виде.